Пятая не-конференция BarCamp в Краснодаре: Для своих и для всех

13-14 апреля в Краснодаре проходила пятая юбилейная не-конференция BarCamp для представителей IT-сферы. 

Первый BarCamp организовал в 2005 году один из главных идеологов концепции "Веб 2.0" Тим О’Рейлли, и с тех пор новый формат профессионального общения IT-сообщества начал постепенно завоевывать сторонников.
BarCamp часто называют "не-конференцией" из-за неформального формата мероприятия, организованного силами своих участников и открытого для идей и предложений. Во время баркемпов, проходящих по всему миру, люди обмениваются опытом на тренингах, презентациях, обсуждениях и лекциях, посвященных различным сферам IT-индустрии.

В 2008 году первый BarCamp в России провели в Подмосковье, а в 2010 году состоялся и первый "BarCamp-Краснодар". Идейным вдохновителем краснодарской не-конференции стал живущий в столице Кубани американец Тимоти Пост, который имел опыт участия в первых баркемпах в Бостоне.

В 2013 году BarCamp в краевом центре проходил в течение 2 дней. Как отмечают организаторы, им, наконец-то, удалось выдержать изначальный калифорнийский формат, убрав излишнюю формальность и создав максимальное количество секций для представителей IT-сообщества.
На трех площадках – в коворкинге Co-Place,  в Центре современного искусства  "Ангарт" и культурном центре "Типография" – собрались веб-мастера и веб-программисты, разработчики мобильных приложений и игр, SEO- и SMM-специалисты, фрилансеры, дизайнеры, предприниматели, использующие Интернет для продвижения своего бизнеса, журналисты и блогеры. 

В первый день площадки посетили около 400 человек, во второй – около 200. Для сравнения: в прошлом году, когда мероприятие занимало один день, послушать спикеров пришли более 700 человек. Один из организаторов, управляющий тревел-стартапом Dvinuli Константин Родчанин доволен этим результатом – на юбилейной не-конференции почте не было людей "со стороны", на этот раз здесь собрались именно представители регионального IT-сообщества. 

И действительно, если в первый день непосвященный слушатель мог узнать что-то для себя (например, на секциях "Психология новых медиа" или "Музыка"), то второй день был отдан полностью разработчикам – неспециалисты отсеивались сразу. Исключение составила секция "Startup Point", которая была актуальна для всех. 

Старший iOS-разработчик e-Legion Кир Дуненков отмечает, что на всех его семи секциях в течение двух дней присутствовали не только "молодые Цукерберги", но и многочисленные девушки.
- Я считаю, что это успех. Я не проверял их технологию надкусывания яблок, но они были красивыми и даже задавали вопросы. Если говорить серьезно, то секции, где я выступал, позволили собрать новых будущих разработчиков. Мне понравились их вопросы и проявленный интерес, хотя некоторое время назад мне уже казалось, что рынок мобильных приложений в Краснодаре в части новых грамотных специалистов не сдвинется с мертвой точки, – говорит Дуненков.

На пятом краснодарском BarCamp организаторы постарались устроить для IT-сообщества настоящий интеллектуальный пир: секции докладов и темы для обсуждений были максимально разнообразны. 

Те, кого интересует развитие мобильного Интернета, слушали представителя компании "Билайн", рассказавшего о технологии связи четвертого поколения – LTE. Собравшиеся обсудили технические вопросы развертывания базовых станций, их емкости и скорости передачи данных. 

О  мобильных приложениях говорил приглашенный спикер из Москвы, ведущий iOS-разработчик компании "Авангард" Дмитрий Тягний. Речь шла о разработке "велосипедов" под iOS - собственных решений для часто встречающихся задач.
По его словам, краснодарская публика внимательно слушала советы и рекомендации в области разработки, их интересовали инструменты, сервисы и фреймворки, а также предсказания на тему будущего мобильного маркетинга и перспектив мобильного рынка. 

Настоящие дебаты развернулись на секции "Электронного правительства". Эта тема, которая обсуждается достаточно давно и довольно часто, остается актуальной до сих пор (отчасти – по причине того, что до сих пор не была в полном объеме реализована). Спикер секции, руководитель компании "Ланит Юг" Владимир Остапенко рассказал "Сказку про СМЭВ" генерального директора HFLabs Дмитрия Журавлева – так была представлена визуализация федеральной программы "Информационное общество", которой Журавлев занимается в Минкомсвязи в роли советника министра. 

Гейм-девелоперы устроили для себя воркшоп на базе карточной игры про дизайн. Две команды должны были разработать персонажа и его спутника, после чего презентовать игру публике. На этой секции не забыли и про аркадные автоматы – был сделан небольшой обзор движения по их созданию и перспектив этого направления.

О возможной битве на секции "CMS должна работать на своем месте" организаторы предупредили заранее. Молодой специалист, веб-разработчик компании Rutorika Владислав Бурлак рассказал о преимуществах платформы Wordpress, руководитель проектов ростовской компании "РаДон" Александр Дубовской – о Drupal, а директор BondIT Вадим Лымарь – о "Битриксе". Обещанных споров и дебатов не было, однако, по словам Владислава Бурлака, это было и к лучшему, т.к. в итоге между участниками состоялся конструктивный диалог.

Не имеющие отношения к разработкам и программированию, но активно интересующиеся бизнесом в этой отрасли, слушали о стартапах. Секция "Startup Point", модератором которой выступил Константин Родчанин, собрала около 100 участников. Здесь представили мобильное приложение Fingo, которое позволяет "примерить" виртуальную мебель к реальному интерьеру, выбрать лучшие модели и отправить заявку на их покупку в ближайший магазин или торговый центр; рассказали об уникальной технологии коммуникации Webcam Telecom, которая обеспечивает для общения людей все известные способы соединений; презентовали информационную онлайн-систему грузоперевозок "Везет Всем". 

Для журналистов могла быть интересна секция "DIY-медиа", посвященная автономным СМИ. Концепция D.I.Y. (Do It Yourself) предполагает полностью независимое созидание в самых разных сферах – от программного обеспечения и музыки до самопальных газет, журналов и радиостанций. Увы, это название оказалось незнакомо краснодарцам, поэтому целевая аудитория это обсуждение просто пропустила.  
На секции основатель сайтов Hungryshark.ru и Thespot.ru Сергей Лунев из Москвы рассказал о развитии независимых радиостанций и ТВ, о субкультурной прессе и маргинальных политических журналах. В своем выступлении он отметил важность создания на радиостанции формата диалога для формирования объективной информации и взаимосвязи со слушателями. По его словам, на Западе некоторые радиостанции работают не только за счет коммерции, но и за счет пожертвований слушателей. Отдельно он остановился на бесплатных способах мотивации читателей и пользователей создавать на сайте качественный контент.

Еще на одной секции для людей, имеющих отношение к медиа, выступала тренер из московской Высшей школы экономики Ирина Черкасова. На прошлом краснодарском баркемпе она запомнилась своей лекцией о том, с какой целью СМИ привлекают блогеров. На этот раз говорили о социальных медиа, как инструменте фандрайзинга – участники рассмотрели продвижение благотворительных организаций в социальных сетях.
Были представлены добровольное сообщество блогеров "Конвертик для Бога"; волонтерское движение "Старость в радость", которое превратилось в благотворительный фонд; "Волонтерские лагеря"; проект по сбору новогодних подарков для престарелых "Праздник"; "Внуки по переписке"; "Подари цветы детям"; "С миру по нитке" и  благотворительный фонд "Созидание". 

Кроме того, на этой секции обсудили интернет-троллинг, разобрав виды "троллей", их мотивацию и способы выявления (ни одного "тролля" при этом, к сожалению, не пострадало). По словам Черкасовой, работники компаний не должны провоцировать троллей. Например, в РИА Новости есть кодекс поведения сотрудников в социальных сетях, где им запрещается "нести чушь".

Не забыли на пятом BarCamp об SMM-щиках – специалистам по раскрутке сайтов рассказали о современных реалиях продвижения интернет-проектов и основах работы веб-мастера в социальных сетях. 

На секции "Как дорого продавать IT-услуги" давали советы, как получать крупных клиентов с использованием технологий активных продаж. Коммерческий директор компании "В бесконечность и далее" Илья Фейгенов поведал, как продавать себя как специалиста и услуги компании через письма, а также добиваться выгодных условий в переписке и при личных встречах.

Музыкантам на отдельной секции рассказали о том, что нужно делать для успешного продвижения своего бренда. Экс-редактор журналов "Искусство Потребления", "Hi Home" и DjMAG-Краснодар, куратор мероприятий в культурном центре "Типографии" Александр Родионов говорил о нюансах составления пресс-релизов для СМИ, каким образом эффективно продвигать свой блог, сайт или аккаунт в социальных сетях.

На пятом BarCamp стороной обошли дизайнеров, хотя в прошлом году на четвертом BarCamp эта секция была одной из самых популярных. Как пояснила одна из организаторов мероприятия Ульяна Кононович, это связано с большими затратами на приглашенных спикеров. Изначально было оговорено, что специалисты готовы приехать за свой счет, но в последний момент они отказались, а в Краснодаре профессионалов, готовых выступить на BarCamp, не нашлось. Однако баркемперы не отказались от идеи привезти мэтров дизайна в столицу Кубани и намерены провести отдельное мероприятие уже в этом году. 

По мнению не-организатора не-конференции, не-блогера Сергея Бурцева, в этом году свой негатив в отношении мероприятия высказывали исключительно непрофессионалы.

Примечательно, что те, кто давно работают в IT-отрасли, удивлялись, как был организован BarCamp, секциям, спикерам и что мероприятие было некоммерческим. Так, в прошлом году власти Краснодара на организацию не-конференции выделили 200 тыс. рублей, в этот же раз, кроме спонсоров, поддержку оказала "Пиратская партия России". 

Кстати, флаг "Пиратской партии" украли в первый же день.