Константин Мотлях, Tele2: О работе на юге, волшебстве и планах на будущее

Tele2 продолжает свое активное развитие. В 2015 году компания запустила более 60 3G/4G-сетей по всей стране и операции в 22 новых регионах, в том числе в Москве и Московской области. На юге России в 2015 году оператор начал предоставлять услуги передачи данных в сетях 3G и 4G на территории Краснодарского края, Республики Адыгеи и Ростовской области, при этом продолжая, даже в кризис, придерживаться стратегии дискаунтера.

В конце декабря 2015 года директором макрорегиона "Юг" Tele2 был назначен Константин Мотлях. Ранее он занимал позиции директоров Tele2 в Иркутске и макрорегионе "Центр".

В интервью порталу ЮГА.ру Константин Мотлях рассказал о стратегии развития Tele2 в южном регионе и планах на ближайшее будущее.

Ваше назначение было довольно стремительным… Как и почему оно произошло?

– Да, это такой сюрприз не только для сотрудников компании, но и для меня. (улыбается)

Tele2 – самый активный игрок на современном телеком-рынке. Требования акционеров к темпам развития компании, а значит и к качеству работы топ-менеджмента порой приводят к смене руководителей, чтобы как-то взбодрить размеренный ход жизни и найти новые варианты для продолжения эффективного развития бизнеса. Собственно, это и произошло в конце 2015 года.

Дмитрий Кромский в соответствии со стратегией развития компании был назначен на ранее вакантную позицию директором макрорегиона "Сибирь". И мне, как руководителю одного из успешных макрорегионов, было предложено занять важную и ответственную должность директора макрорегиона "Юг".

Для меня это кадровое решение было несколько неожиданным, но я даже рад таким изменениям. С одной стороны, не привык сидеть на месте – мне нравится движение, нравится преодолевать себя, достигать успехов и снова искать какие-то новые горизонты для развития своих навыков и умений.
С другой, я большую часть жизни прожил на севере нашей страны, поэтому юг всегда манил меня климатом, колоритом, экспрессией если хотите. Это принципиально другие условия и новый вызов для меня. Но главное – в южном филиале Tele2 точно не будет скучно, здесь есть и интересные задачи, и большие перспективы для развития нашей компании.

Вы уже успели познакомиться с регионом и положением Tele2 на рынке? Какие задачи, на ваш взгляд, предстоит решить в первую очередь? И какие точки роста уже можете назвать?

– Конечно, одного месяца мало, чтобы понять в деталях все нюансы работы столь сложного бизнеса. Но могу сказать, что для Tele2 макрорегион "Юг" является очень важным и одновременно сложным регионом в силу особенностей конкуренции – мы занимаем здесь не лидерскую позицию, и это факт.
Но это и открывает перед нами хорошие перспективы, ведь вывести компанию на новый уровень с низкого старта легче, чем удерживать лидерство в долгосрочном периоде. Поэтому регион хоть и сложный, но интересный и перспективный. С учетом того, что здесь работает очень сильная и амбициозная команда, я абсолютно уверен, что наш путь – это движение вперед и вверх.

Какие этапы для движения вперед вы могли бы назвать? Что вы как руководитель планируете улучшить в работе филиала?

– Можно, конечно, говорить о каких-то общеизвестных правилах и произносить громкие слова, но волшебства в нашей отрасли не бывает. Многое стоит не столько изменить, сколько скоординировать и систематизировать.

Каких-то существенных и кардинальных переворотов ожидать не стоит, но предстоит планомерная и серьезная системная работа, основанная на наших сильных сторонах и возможностях, а также анализе упущенных возможностей предыдущих периодов. Мы намерены проработать эффективный пошаговый детальный план, которого будем придерживаться в ближайшее время.

В целом для нас остается приоритетом высокое качество наших услуг и лидерство по ценам на услуги, которые мы предлагаем абонентам. Эти стандарты являются традиционными для компании, мы будем придерживаться их и впредь.

Как макрорегион "Юг" Tele2 закончил 2015 год?

– Для нас 2015 год был особенным и исторически очень значимым. В 2014 году мы объединили мобильные активы с "Ростелекомом" и стали новым федеральным оператором, обладающим всеми необходимыми лицензиями и работающим во всех регионах страны, в том числе в Москве. 2015 год стал переломным с точки зрения технического развития Tele2 и в южном регионе. Мы перестали быть технологически ограниченным в развитии оператором, каким нас воспринимали и каким мы по факту были.

В апреле мы запустили сеть 3G на территории Ростовской области, в июле в Краснодарском крае и Республике Адыгеи, в августе – сеть 4G на территории Большого Сочи, а к концу 2015 года сеть четвертого поколения появилась и в Майкопе. Эти события, которых ждали и мы, и наши абоненты, стали возможны и это уже приносит свои плоды. Меняется восприятие нас абонентами, меняется структура потребления наших услуг.
В целом именно этот технологический прорыв позволит нам наверстать то, что мы упустили за последние два года, когда оказывали качественные голосовые услуги, но не могли предоставить достаточно быстрый доступ в интернет. Теперь мы намерены вернуть в свою сеть требовательных абонентов, которые заинтересованы в хороших скоростях передачи данных и качественном абонентском обслуживании, которое у нас всегда было на уровне и продолжает активно развиваться.

Если конкретнее, то после запуска высокоскоростного мобильного интернета в Краснодарском крае и Республике Адыгеи мы увидели рост потребления интернет-трафика более чем в 9 раз, количество интернет-пользователей среди новых абонентов увеличилось на 10%. К нам все более активно подключаются требовательные, респектабельные абоненты, для которых важна не только цена.

Что предстоит компании Tele2 на юге России в 2016 году в плане технического развития?

– Основной упор мы будем делать на развитии тех территорий, где мы уже присутствуем, а также на дальнейшем расширении зоны обслуживания.

Будем увеличивать зону покрытия 4G. Особенно это будет интересно жителям Краснодара и крупных населенных пунктов – планы компании предусматривают запуск сети четвертого поколения уже в этом году.

Продолжится развитие 3G-сети – здесь мы намерены сравнять покрытие с сетью 2G т.е. достигнуть 98% покрытия по населению региона. Безусловно, особое внимание будем уделять качеству связи в важных общественных и социальных местах.

Кроме того, в начале 2016 года Краснодарский край и Республика Адыгея вошли в число регионов, где был запущен сервис HD-voice – новая технология дает возможность повысить реалистичность передачи звука за счёт расширения канала передачи в несколько раз. Речь становится максимально разборчивой с помощью системы активного шумоподавления и позволяет передавать голос в сети мобильной связи с минимальными искажениями. Для использования технологии HD-Voice абонентам не нужно совершать дополнительные действия или менять настройки своего мобильного устройства.

Безусловно, наше развитие не ограничивается исключительно сетью связи. Значительные усилия тратили и будем тратить на то, чтобы поддерживать высокие стандарты качества обслуживания абонентов. Причем речь идет не только о точках продаж, но и об удаленном обслуживании.

Например, колл-центр в Ростове во внутренних рейтингах компании Tele2 занимает лидирующую позицию по качеству своей работы – среднее время ожидания ответа около 25 секунд, а более 94% абонентов ставят высочайшую оценку работе операторов.

Сегодня абоненты все меньше внимания обращают на какие-то ценовые параметры и все больше внимания уделяют качеству предоставляемых услуг и сервиса. В этом направлении и будем продолжать работать.

Как высокое качество сопоставимо с низкими ценами на услуги, о которых все время говорит Tele2?

– Раньше было модно говорить, что хорошее качество не может стоить дешево. Но Tele2 с момента своего появления доказывает, что можно оставаться лидером по цене, сохраняя очень высокое качество сервиса. Успешность этой модели уже исторически подтверждена…

На чем можно экономить? В первую очередь, на издержках административного характера – это количество сотрудников, использование транспорта и т.д.
Во-вторых, это работа с подрядчиками. Мы нацелены на контрактование лучших поставщиков услуг по оптимальным для всех партнеров ценам. Это искусство, и это наше преимущество.
В-третьих, ощутимую экономию дает отказ от постоянной гонки за инновациями. В нашей стране использование абсолютно новых технологий и сервисов стоит очень и очень дорого. Но если не стремиться постоянно подтверждать имидж "лидера по инновациям", то через некоторое время эти же технологические решения можно внедрять с гораздо меньшими затратами, учитывая все сложности внедрения и ошибки коллег по цеху.

Да, мы не первыми строили сети третьего и четвертого поколения. Но в результате мы могли оценить реальный уровень потребления услуг, выбрать новое современное оборудование, которое появилось за это время на рынке. Поэтому при запуске 3G и 4G мы использовали оптимальное на данный момент технологическое решение по адекватной цене. Свои сети мы построили в плановом режиме, по всей стране мы используем единые стандарты и оборудование – с учетом ожидания наших абонентов и определенного технологического запаса на ближайшую перспективу. Это, в свою очередь, снизит и стоимость ее эксплуатации в дальнейшем.

Качественно построенная сеть дает и значительно более качественные результаты, которыми мы тоже гордимся. Сравнительные тесты показывают, что сегодня мы имеем лучшую сеть 3G как на территории Ростовской области, так и на территории Краснодарского края и Республики Адыгеи. Это обратная сторона некоторой задержки в развитии. И это в интересах наших абонентов.

Перед компанией Tele2, в том числе на юге России, стоит уникальная задача. Пока "большая тройка" больше думает о том, как сохранить абонентов, вы планируете существенно увеличить их количество. При этом, в принципе, существует некий ценовой паритет и более-менее одинаковые перечень услуг. Почему человек должен выбрать Tele2 как своего основного оператора?

– Во-первых, тарифы Tele2 объективно ниже. Наша модель оператора-дискаунтера предусматривает лидерство по цене, и этот показатель является основным при определении стратегии развития компании в любой период.
В конце года независимое аналитическое агентство ComNews Research опубликовало итоги исследования тарифных планов всех крупных операторов. Аналитики проанализировали стоимость сотовой связи для трех уровней потребления: низкого, среднего и высокого. Как показали результаты, Tele2 предлагает самые низкие цены во всех корзинах потребления. Кроме того, Tele2 лидирует по количеству субъектов Российской Федерации, где компания предоставляет самые выгодные цены в рамках "малой", "средней" и "дорогой" корзин – (это 54, 51 и 33 региона соответственно). Компания достигла лучших результатов одновременно во всех категориях, чего не удавалось ни одному другому оператору за предыдущие пять лет исследований.

Это один из критериев, по которому нас выбирают. В настоящее время Tele2 лидирует по количеству абонентов в целом ряде российских регионов. К сожалению, пока это не относится к Краснодарскому краю и Ростовской области, но мы сделаем все возможное для изменения этой ситуации.

Наши абоненты не переплачивают, мы продаем услуги связи по той цене, по которой они должны стоить, мы не делаем никаких скрытых условий, все тарифы прозрачные и не несут за собой никаких ссылок под "звездочками".

Во-вторых, нас выбирают за качество. До тех пор, пока мы не имели сетей скоростной передачи данных, мы тоже боролись за место под солнцем, оказывая услуги голосовой связи на очень высоком уровне.
Мы были в некотором роде технологически ущемлены, но тратили значительные ресурсы на развитие сетей второго поколения. Поэтому качество голосовых услуг в нашей сети во всех регионах имеет очень высокий уровень.

С 2015 года мы вышли на рынок услуг передачи данных – как я уже говорил, сеть была построена одновременно на новейшем оборудовании, что позволило обеспечить нашим абонентам по-настоящему быстрый и стабильный доступ в интернет.
По сути, мы сейчас уникальный оператор, т.к. предлагаем очень высокий уровень технического качества за самую адекватную цену. Теперь важно, чтобы это оценили как можно большее число абонентов.

Насколько активно вы планируете присутствовать на рынке B2B в Краснодарском крае?

– До 2014 года компания Tele2 не ставила для себя амбициозных задач на рынке корпоративных услуг. Тогда у нас не было покрытия федерального масштаба, мы присутствовали разрозненно в разных регионах страны и отсутствовали в Москве.

Сейчас Tele2 является полноценным федеральным оператором, мы работаем по всей России и предоставляем услуги не только голосовой связи, но и высокоскоростной передачи данных. И сегмент B2B логичным образом стал частью нашей стратегии. В 2015 году в компании проведены определенные организационные изменения, и B2B было выведено в отдельное направление под руководством вице-президента.

Понятно, что сейчас мы выглядим гораздо скромнее наших коллег по рынку. Но это в чем-то даже хорошо…
Конечно, бизнес-рынок – достаточно инертный сегмент, и выбор поставщика услуг здесь происходит гораздо реже, чем у физических лиц. Зато корпоративные абоненты уже имеют богатый опыт общения с операторами, и некоторые из них не удовлетворены качеством работы и готовы сделать выбор в пользу того, кого еще не пробовали. Вот как раз в этот момент и приходим мы – открытые, честные и выгодные по цене.

За 2015 год мы увеличили свою базу B2B на 170% в сравнении с 2014 годом, объём скачанного интернет-трафика увеличился вдвое. В то же время использование голосовой связи увеличилось на 140%. Это первые шаги, и я абсолютно уверен, что это – серьезная заявка на победу.

Многие ваши коллеги по рынку привлекают абонентов комплексными продуктами, предлагая, например, скидки при одновременном использовании сотовой связи, проводного доступа в интернет и IP-телевидения. Увидят ли что-то подобное абоненты Tele2 и "Ростелекома"?

– Хороший вопрос. Все мы были свидетелями того, как операторы "большой тройки" некоторое время назад покупали различные бизнесы и теперь в большинстве регионов оказывают под своим брендом как мобильные, так и фиксированные услуги.
У Tele2 фиксированного бизнеса нет, "Ростелеком" передал именно мобильные активы в наше совместное предприятие. Но мы настроены на активное взаимодействие в плане оказания конвергентных услуг. И такая работа ведется.

Какие основные задачи ставите себе на 2016 год как руководитель подразделения? И что должно произойти, чтобы в декабре вы сказали, что полностью удовлетворены тем, как прошел этот год?

– Волшебства не бывает, само собой вдруг ничего не происходит. И я тоже не волшебник. Сейчас моя основная задача – оценить ситуацию в макрорегионе "Юг" и вникнуть во все нюансы работы здесь. Выяснить, почему показатели компании именно такие, и понять, что необходимо сделать, чтобы стать на голову выше.

Среди конкретных шагов – развитие монобрендовой розницы, где с нашими потенциальными и действующими абонентами встречается персонал, который хорошо знает нюансы нашей сети и придерживается высоких стандартов обслуживания. У меня есть абсолютное ощущение, что нас все еще мало, несмотря на 5 400 точек продаж по Краснодарскому краю и Республики Адыгеи.

Предстоит работа и по улучшению качества. Мы заслуженно гордимся параметрами нашей сети, но не останавливаемся на достигнутом. Кое-где мы можем выглядеть еще лучше. Поэтому мое внимание будет направлено на устранение всех проблемных мест.

Нужно обращать внимание и на наши услуги, на их набор и на цену, которая должна соответствовать, с одной стороны, ожиданиям рынка, а с другой – нашей стратегии дискаунтера.

Уверен, что с нынешней командой макрорегиона "Юг" через год у нас будет много поводов и для радости по поводу успехов, и для гордости за проделанную работу.