Отключения электроэнергии в Краснодаре: причины и решения

Администрация акционерного общества "НЭСК-электросети" выступила с официальным заявлением по поводу отключений электроэнергии в Краснодаре.

Разъяснение сложившейся ситуации с электроснабжением в Краснодаре

В последнее время поступает немало критики в адрес энергетиков в части надежности электроснабжения потребителей. Администрации компании АО "НЭСК-электросети" хотелось бы разъяснить сложившуюся ситуацию для горожан и средств массовой информации, а также для администрации г. Краснодара.

Существующая в Краснодаре проблема с временными прекращениями подачи электрической энергии обусловлена следующими причинами и факторами:
– значительным ростом потребляемой мощности потребителями электрической энергии по причине аномально высокой температура воздуха;
– продолжающимся интенсивным социально – жилищным и промышленным строительством;
– физическим износом распределительных сетей города.

Эти причины и факторы создают аварийные ситуации в основном на питающих центрах, а также в распределительных сетях. Причем нагрузки на электросетевой комплекс таковы, что создание ремонтных схем с переводом питания потребителей на резервные линии порой не всегда возможно. Дело в том, что за последние годы в г. Краснодаре не появилось ни одного нового питающего центра, а также не проведена реконструкция уже существующих, для удовлетворения потребностей города в электроэнергии при возрастающих нагрузках.

У распределительных сетей АО "НЭСК-электросети" достаточная пропускная способность и ежегодное их обновление проблемы не решает из-за отсутствия мощности на питающих центрах.

В настоящее время повсеместно происходит жилищная застройка с нарушением ФЗ-131 от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Данный закон обязывает администрацию г. Краснодара обеспечивать земельные участки, которые передаются в собственность под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), объектами инженерной инфраструктуры, в том числе водоснабжением, теплоснабжением, электроснабжением, газоснабжением, транспортной и социальной инфраструктурой.

В план территориального развития должны быть включены мероприятия инвестиционных программам электросетевых организаций в соответствии с постановлением правительства РФ № 977 от 01.12.2009 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики".

В результате отсутствия подобной согласованности действий возникает проблема "черных" застройщиков. Зачастую застройка ведется без соответствующих документов. Выдаются разрешения на возведение многоэтажек в частном секторе, тогда как в этих районах распределительные сети не имеют необходимого для этого запаса мощности.

В свою очередь, правила, действующие в области технологического присоединения к электрическим сетям, направлены на создание наиболее благоприятных условий для новых заявителей (потребителей электрической энергии).
Сетевые организации не в праве отказывать заявителю в заключении договоров на технологическое присоединение даже в отсутствии технической возможности.

В части реализации мероприятий инвестиционной программы существуют и другие сдерживающие факторы:
– плотная застройки города, не позволяющая найти место для размещения электросетевых объектов;
– длительность и объемность процесса мероприятий по изготовлению земельно-правовой документации и ее согласования в органах местного самоуправления.

Ранее ориентировочный срок оформления земельного участка составлял от 6 до 12 месяцев. После вступления в законную силу постановления правительства РФ № 1300 от 03.12.2014 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления сервитутов" процедура оформления земельных участков под строительство объектов электросетевого хозяйства должна была существенно упроститься. Тем не менее, ситуация радикально не изменилась по причине того, что на уровне региона соответствующие нормативные правовые акты еще не разработаны.

Необходимо также отметить, что ежегодно в рамках утвержденной органом регулирования инвестиционной программы АО "НЭСК-электросети" на обновление электросетевого комплекса г. Краснодара выделяется около 30% от общего объема средств, предусмотренных в тарифе. Тарифные источники, направленные на ремонт, реконструкцию и модернизацию электрических сетей, проходят многократную проверку в контролирующих органах (Региональная энергетическая комиссия – Департамент цен и тарифов Краснодарского края, Федеральная служба по тарифам, администрация муниципального образования г. Краснодар и администрация Краснодарского края).

За 2014 год объем освоения мероприятий инвестиционной программы по Краснодару составил 139,5 млн рублей. Объем финансирования мероприятий инвестиционной программы в Краснодаре на 2015 год составляет 227 млн. рублей. Объем средств, предусматриваемый органами регулирования при утверждении тарифа на передачу, не обеспечивает в полном объеме существующую потребность обновления электросетевого комплекса, что не может покрыть возрастающий спрос на новые мощности и естественный прирост энергопотребления.

В текущем году заявленные АО "НЭСК-электросети"объемы средств на реализацию мероприятий инвестиционной программы были сокращены органами регулирования Региональной энергетической комиссией более чем в 2,5 раза.

При этом в период ликвидации технологических повреждений на существующие проблемы накладывается еще и усложненная процедура получения согласования (ордера) на разрытие места повреждения кабельных линий в Департаменте строительства администрации МО г. Краснодара.
Все действующие отраслевые инструкции по организации ликвидации аварийных последствий, да и здравая логика, требуют от оперативно-ремонтных бригад максимальных усилий при минимальных затратах времени для восстановления электроснабжения потребителей. Установленный бюрократический подход при оформлении разрешительных документов, наличие значительного количества собственников земельных участков, сооружений на трассах и вдоль трасс кабельных линий, бесхозяйные электроустановки к которым нет доступа у энергокомпании, включенные в электрическую сеть города, электроустановки ТСО (территориальной электросетевой организации) и другие факторы – все это значительно увеличивает время устранения аварий.

Стоит также учитывать, что в обслуживании АО "НЭСК-электросети" находится только 50% от всего электросетевого комплекса Краснодара. Остальное – это небольшие сетевые компании, потребительские подстанции и кабельные линии. К ним АО "НЭСК-электросети" не имеет прямого отношения, однако эти сети участвуют в энергоснабжении потребителей, в целом. Поскольку вся энергосистема представляет единый организм, выход из строя любого элемента системы влечет за собой сбой в работе всех остальных ее составляющих.

Разрешение этой проблемы нужно искать в конструктивном взаимодействии энергокомпаний и структур государственной власти, органов местного самоуправления города и региона.

Необходимо отметить, что краевая администрация с большим вниманием и пониманием отнеслась к существующим проблемам энергетиков. К настоящему времени приняты решения по синхронизации инвестиционных программ всех сетевых организаций, участвующих в передаче электрической энергии.

Кроме того, правительством РФ принято решение о передаче функций ФСТ в Федеральную антимонопольную службу с дальнейшей ликвидацией ФСТ.

Мы уверены, что эти меры будут способствовать улучшению сложившейся ситуации и поможет выровнять и стабилизировать ситуацию с энергоснабжением, а также поддерживать на высоком уровне функционирования единой энергосистемы Краснодарского края.