Альфа-Банк в 2014 году: Рост по всем направлениям

Операционный офис "Краснодарский" Альфа-Банка подвел итоги работы в 2014 году. Как отметили в руководстве финансово-кредитного учреждения, за этот период все три ключевых направления деятельности банка в регионе – корпоративный, розничный и массовый бизнес – показали прирост, как в части выданных кредитов и размешенных на счетах средств, так и в общем количестве клиентов. Также корпоративный банк перевыполнил план по операционной прибыли в регионе. И в целом, несмотря на волнения рынка, отмеченные в последней декаде, 2014 год стал успешным для бизнеса Альфа-Банка в Краснодаре.

"Сейчас фраза "Кризис – время возможностей" хоть уже и стала избитой, но если посмотреть, как Альфа-Банк проходил все кризисы, то эта фраза действительно про нас, – напомнил управляющий операционным офисом "Краснодарский" Альфа-Банка Сергей Шубин. – Каждый кризисный период становился для нас переходом на новый уровень, и сейчас мы ожидаем ровно того же самого. В текущей ситуации тот задел и те подходы, которые были сделаны в предыдущие докризисные отрезки, позволят это сделать".

Он сообщил, что корпоративный сегмент Альфа-Банка в крае существенно вырос. Объем корпоративного кредитного портфеля на конец года превысил 33 млрд рублей, что на 47% больше к началу года. Также выявлен очень высокий рост по остаткам на счетах до востребования юридических лиц.

С. Шубин отметил, что в прошлом году банк выделил направление среднего бизнеса как фокусное, и к концу года ему удалось набрать неплохие обороты, выйти на установленные плановые показатели. В связи с этим банк расширил канал продаж в данном сегменте и практически удвоил количество сотрудников, занимающихся реализацией продуктов среднего бизнеса. Особо управляющий подчеркнул качество кредитного портфеля в корпоративном сегменте.

"В целом для корпоративно-инвестиционного блока Альфа-Банка приоритетом остается транзакционный бизнес, в котором мы имеем преимущества, такие как технологии, уровень сервиса и скорость", – добавил С. Шубин.

Также было отмечено, что еще одним важным вектором в развитии банка в регионе является обслуживание массового бизнеса (работа с предпринимателями с годовым оборотом до 350 млн рублей). Количество компаний-клиентов Альфа-Банка в этом сегменте возросло в 1,5 раза и составило около 5 тысяч, а сумма средств, которые массовый бизнес держит на счетах банка, выросла почти вдвое – на 182%, до 1205,1 млн рублей. Теперь доля Альфа-Банка на рынке банковских услуг для малого бизнеса составляет 7,7%.

"Клиенты массового сегмента ждут от банков не столько кредитных ресурсов, сколько удобного и эффективного взаимодействия в части расчетного обслуживания. Поэтому в дальнейшем мы будем делать упор на повышение сервиса, развитие технологий и поддержку бизнеса своих клиентов в разных областях с помощью нефинансовых инструментов", – сообщил, в свою очередь, директор по массовому бизнесу Альфа-Банка Денис Щукин.

Он напомнил, что в прошлом году стартовал и успешно реализовывается проект в сфере массового бизнеса "Клуб клиентов" Альфа-Банка, который как раз основывается на предложении клиенту нефинансовых сервисов – сертификатов юридической поддержки, услуг мобильной связи, сертификатов в сфере кадрового и рекламного сервиса и т.д.

"Клиент, который открывает расчетный счет, на старте сразу же получает месяц бесплатной связи от "Билайн", возможность найти себе высококлассного специалиста с помощью сайта Head Hunter, рекламировать свою компанию через сервис "Яндекс. Директ" и т.д. Мы не только продаем банковское обслуживание, но и стараемся поддержать предпринимателей, особенно тех, кто только начинает строить свой бизнес", – подчеркнул Д. Щукин.

Финансовые результаты развития сегмента также достигнуты: по комиссионному доходу рост прибыли составил 150% по сравнению с 2013 годом, срочное привлечение увеличилось на 92%. Продажи зарплатных проектов выросли на 130% по сравнению с 2013 годом. Отдельным успехом Д. Щукин назвал привлеченное количество клиентов: если в 2013 году Альфа-Банк выбрали 980 клиентов, то в 2014 уже более 2,5 тысяч.

Об итогах работы Альфа-Банка по розничному направлению рассказал и.о. директора по розничному бизнесу в Краснодаре Игорь Нестеренко. Он отметил, что политика в этом направлении варьировалась в течение 12 месяцев, так как год начинался в совсем иных условиях.

"Мы финишировали в условиях, можно сказать, новой реальности. В течение года фокусы розницы очень сильно менялись. Если в начале года мы активно занимались ростом кредитного портфеля, то в конце, по понятным причинам, приоритеты сместились в пользу привлечения новых клиентов банка, работы по увеличению и привлечению остатка на счетах до востребования и роста безрискового комиссионного дохода", – сказал И. Нестеренко.

Общий кредитный портфель розничного блока, по его словам, превысил 6,9 млрд рублей, что показывает рост на 30%. Розничный блок отметил приток активных клиентов: по итогам года их число возросло на 11% и составило 143 тыс. человек. А по общей сумме, которые физлица держат на счетах банка в крае, к началу 2015 году Альфа-Банк занял 2 место в регионе после Сбербанка, этот показатель достиг отметки более 10 млрд. рублей (доля рынка – 9,7%).

Драйверами развития Альфа-Банка в Краснодарском крае И. Нестеренко назвал кредитные карты, работу с клиентами в рамках сегментной стратегии и каналы удаленного обслуживания – интернет-банк "Альфа-Клик" и мобильное приложение "Альфа-Мобайл". Отдельно, говоря о драйверах роста, он упомянул отмену закона о так называемом "зарплатном рабстве" – теперь каждый трудоустроенный гражданин России может сам выбирать себе банк, который будет обслуживать его зарплатную карту. В связи с этим банкир упомянул об активной работе над проектом Альфа-Банка "индивидуальная зарплатная карта", благодаря которой клиент получает бесплатное обслуживание и все соответствующие преференции наравне с прочими зарплатными клиентами кредитной организации.

"В текущем году мы планируем максимально повысить эффективность во всех каналах, сохранить текущий уровень качества кредитного портфеля, расширить клиентскую базу путем привлечения новых для банка клиентов и работать над снижением оттока", – заключил И. Нестеренко.

В заключение подвела итоги руководитель "А-Клуба" Наталья Желандинова. Она рассказала, что 2014 год "А-Клуб" , впервые открывшись в Краснодаре, начинал с одного клиента, а к его окончанию их было уже более 200, а портфель пассивов составил более 60 млн долларов. Уже в течение первого года работы "А-Клуб" вышел на уровень операционной прибыли.

Особо Н. Желандинова подчеркнула, что многие из клиентов делают запросы на открытие счетов обслуживания их как юридических лиц.

"Это говорит о смене тренда, о выборе клиента не между долями сотых процента разницы, о выборе в сторону надежности, устойчивости и стабильности", – отметила Наталья Желандинова.

Добавим, что по результатам 2014 года Альфа-Банк, согласно данным российских стандартов бухгалтерской отчетности, занял второе место по чистой прибыли и третье место в России по объему транзакционного бизнеса – единственный среди частных банков. Помимо этого, банк остается в тройке лидеров на рынке средств на счетах до востребования – их рыночная доля за прошлый год составила 7,25%. Количество компаний-клиентов малого бизнеса за этот период превысило 140 тысяч, увеличившись на 56%. А Frank Research Group в своем рейтинге "Приват банкинг" присвоила "А-Клубу" первое место среди 16 ведущих российских и зарубежных банков, предоставляющих подобные услуги на территории нашей страны.

"Альфа-Банк, несмотря на сложности, всегда уверенно смотрит в будущее, ставит перед собой амбициозные цели и поднимает планку для достижения новых и все более эффективных результатов", – подчеркнул региональный директор по информационной политике и связям с общественностью банка Евгений Савин.