Татьяна Начинова: О развитии в кризис и новых программах Райффайзенбанка на Юге

Региональный центр (РЦ) "Южный" Райффайзенбанка с момента открытия занимает активную позицию в жизни Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, регулярно принимая участие в экономических и инвестиционных форумах, конференциях и социально ориентированных мероприятиях. О том, как в организации выстраивают работу в новой экономической ситуации, о сложностях и преимуществах данного периода, а также о новых продуктах для клиентов, рассказала заместитель директора по розничному бизнесу РЦ Татьяна Начинова.

Ситуация в банковском секторе сейчас неспокойная. Как бы Вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию в новых экономических условиях?

– Да, действительно, ситуация непростая, но она не лишена и позитивных моментов. Во-первых, пик турбулентности уже пройден в декабре 2014 года. Сейчас ситуация стабилизируется, участники банковского рынка определились с приоритетами и тактикой действий, большинство банков взяли курс на снижение объемов кредитования и сделали акцент на работу в безрисковых сегментах. Последние действия регулятора по снижению ключевой ставки также внушают оптимизм и говорят о серьезном намерении поддерживать бизнес.

Во-вторых, кризисные периоды дают дополнительный толчок банкам для поиска внутренних резервов, сокращения ненужных расходов, оптимизации забюрократизированных процессов, а значит – для улучшения сервисов для клиентов и повышения эффективности бизнеса в целом.

Применительно к банкам я бы сравнила текущий период с очередной "экзаменационной сессией", когда каждому участнику рынка нужно сдать "экзамен" на способность видеть и использовать новые возможности, на умение оперативно реагировать на изменение экономической среды и в условиях непрерывных изменений сохранять стабильность и привлекательность для клиентов.

Какие ниши на рынке банковских услуг Вы в настоящий момент считаете наиболее перспективными?

– Если вынести за скобки кредитование, отношение к которому стало более осторожным, как со стороны банков, так и со стороны потенциальных заемщиков, то, безусловно, перспективными и востребованными остаются услуги по расчетно-кассовому обслуживанию и дистанционным сервисам, торговому эквайрингу, карточные и депозитные продукты, а также зарплатные проекты.
По всем перечисленным направлениям конкуренция среди банков становится все более выраженной. И это не только "война" технологий и прайсинга. Клиент "голосует" в пользу тех, кто демонстрирует вкупе с профессионализмом неформальное отношение ко всему, что интересно и важно для клиента. Именно такой подход позволяет нам ставить перед собой амбициозные планы на 2015 год и рассчитывать на их успешную реализацию.

Какие принципиальные изменения произошли в системе кредитования в вашем банке за последние месяцы? Что нового вы смогли предложить своим клиентам?

– После валютного кризиса в конце прошлого года Райффайзенбанк был вынужден ужесточить требования к потенциальным заемщикам по всем направлениям кредитования. Это было адекватной реакцией на ухудшение общеэкономической ситуации и повышение рисков. Одно из последних изменений – это прекращение выдач автокредитов. Это отнюдь не импульсивный шаг, а решение на основе тщательного анализа рынка и перспектив его среднесрочного развития.
В этих условиях в 2015 году мы сконцентрируем свои усилия на развитии сегмента кредитных карт, пассивных продуктов (депозитов и пакеты услуг), а также на совершенствовании каналов дистанционного банковского обслуживания.
Мы также сохраняем лояльность по отношению к нашим постоянным клиентам – сотрудникам зарплатных компаний и других корпоративных партнеров, предлагая потребительские и ипотечные кредиты, а также кредитные карты по льготным ставкам. Кроме того, с 1 апреля банк снизил процентные ставки по потребительским кредитам в диапазоне 3-4% для различных клиентских сегментов.

Какова сейчас динамика качества заявок на кредиты? Отмечается ли рост "просрочки"?

– Качество заявок отражает непростую экономическую ситуацию и доля людей, обращающихся в банк за кредитами без взвешенной оценки собственной кредитной нагрузки и платежеспособности, к сожалению, достаточно велика. Но процент одобрения по потребительским кредитам для клиентов с "улицы" пока не превышает 25-30%.
Консервативный подход к рискам и жесткий андеррайтинг позволяет нам удерживать уровень просрочки на приемлемых значениях. По Южному филиалу доля просроченных кредитов в общем портфеле физ. лиц (так называемый NPL) за период с декабря по март выросла всего лишь на 1% .

Планируете ли вы развивать дистанционные каналы продаж? Какой из них в настоящий момент пользуется наибольшим спросом у населения?

– В начале 2014 года Райффайзенбанк запустил обновленное мобильное приложение R-Mobile. Приложение было разработано для смартфонов и планшетов на платформах iOs и Android. В настоящий момент около 50% всех активных пользователей интернет-банка R-Connect скачали себе мобильное приложение, и около 28% транзакций по онлайн-каналам проходят именно через R-Mobile. Мы стараемся сделать наше мобильное приложение полным аналогом интернет-банка по функционалу. Подключиться к онлайн-обслуживанию можно в любом банкомате банка. По нашим оценкам, рынок ДБО будет развиваться в направлении ведения учета личных финансов клиентов, геофенсинга, бесконтактных переводов и использования камер для считывания платежных реквизитов.

Уже в этом году Райффайзенбанк планирует ввести статистику расходов с наглядными графиками, рекомендациями, отслеживанием транзакций и возможностью помечать транзакции при необходимости, прикреплять фотографии или геокоординаты. Также в планах онлайн-уведомления о скидках для клиента в торговых центрах. Кроме того, будет доработана возможность настраивать индивидуальные интерфейсы, будут отдельные возможности для привилегированных клиентов.

Если говорить о популярности различных сервисов в нашем мобильном приложении, то 66% всех операций приходится на оплату услуг, в основном, сотовых операторов, но средняя сумма таких транзакций небольшая – около 550 рублей. Далее, в порядке убывания востребованности, спросом пользуются межкарточные переводы, внутренние переводы, конвертации, внешние рублевые переводы, открытия и пополнения депозитов, платежи в бюджет РФ. В этом году мы планируем запустить в R-Mobile сервис учета расходов по картам, возможность проведения валютных переводов, оплату штрафов ГИБДД.

Какие депозитные предложения существуют в настоящий момент в вашем банке, как давно обновлялась их линейка?

– В первом квартале 2015 года Райффайзенбанк предложил своим клиентам ряд новых депозитов с привлекательными параметрами: "Идеальный баланс" – пополняемый вклад с ежемесячной капитализацией процентов, "Тройная выгода" – вклад в трех валютах с ежемесячной капитализацией процентов, "Зарплатный" – для соответствующей категории клиентов.
Диапазон ставок варьирует в широких пределах и традиционно зависит от сроков размещения и дополнительных условий (возможность пополнений, снятий и пр.). По рублевым депозитам от 2,1% до 13,36%, по долларовым от 0,2% до 5,64%, по вкладам в евро от 0,1% до 5,12%.
В целом, в линейке представлены более десяти видов депозитов, и каждый клиент может выбрать для себя оптимальный вариант.

Какую политику развития выбрал банк на 2015 год? Какие принципиальные различия могут ожидать клиентов по сравнению с 2014 годом?

– Розничный бизнес является для банка одним из ключевых направлений, и здесь по-прежнему есть потенциал для дальнейшего роста. Сегодня наши розничные клиенты стали более тщательно оценивать свои финансовые возможности и многие сменили стратегию поведения с "активного потребления" на "сберегательную". Поэтому, как я отмечала, в 2015 году одним из приоритетных для нас направлений останутся пассивные продукты – вклады и пакетные предложения. В 2015 году мы будем уделять большое внимание привлечению и удержанию качественных клиентов. Кроме того, особый акцент будет сделан на работе с компаниями малого и микробизнеса.
По нашим оценкам, в 2015 году спрос на кредитные продукты сохранится, но по сравнению с 2014 годом он будет ниже.

Какие новые банковские продукты появятся в вашей линейке в 2015 году?

– Из числа новых предложений в первую очередь следует сказать об индивидуальном зарплатном обслуживании. В рамках данного продукта каждый клиент, перечисляющий свою зарплату в Райффайзенбанк, получает целый комплекс преимуществ – это и специальные тарифы по текущим счетам и переводам, и льготные ставки по кредитам, и повышенные ставки для депозитов. А при оформлении зарплатного обслуживания в период с 1 апреля по 31 мая этого года наши клиенты получат обратно на карту 5% от общей суммы покупок.