Ризван Исаев: Это был вызов, и мы его приняли

В Краснодаре возводится уникальный проект комплексного освоения территории – жилой район "Европея". На тысяче гектарах земли растет новый жилой район, который уже претендует на получение звания города-спутника Краснодара.

Президент ГК "Европея" Ризван Исаев в интервью порталу ЮГА.ру рассказал о том, как он решился на реализацию такого рискованного проекта, о своем видении решения проблемы городских пробок и о начале строительства технопарка.

Вы учились на строителя и всю жизнь занимаетесь своим любимым делом. Расскажите, почему выбрали эту специальность?

– Я с детства любил строительство. С чего начинается наша жизнь? В первую очередь с того места, где мы живем, с дома, который дает определенную уверенность в жизни. Завершив обучение по специальности строителя, я уже не представлял себя в другой роли. Наверно поэтому я и строю с удовольствием.

В итоге Вы построили огромный холдинг "Европея". Как удается эффективно управлять такой командой?

– Управлять большой командой умных людей сложно. Есть две категории специалистов: те, кто нацелен только на заработную плату, и те, кому в первую очередь важны результат и успех, за которыми, как мы все понимаем, следуют и деньги, и бонусы. Я предпочитаю работать со вторыми.

Ваши коллеги характеризуют Вас тремя постулатами – "Вкус, сила, простота". Что Вы вкладываете в эти три слова?

– Вкус – это врожденное. Если у человека есть врожденный вкус, то он уже счастлив. Он видит закат, рассвет, голубое небо. Он радуется жизни, потому что видит окружающую красоту. Если этот вкус развивать, то может быть еще интереснее.
Простота – это необходимая составляющая для любого бизнесмена. Чем мы проще, тем мы сильнее. Мы должны быть максимально приближены и к нашими клиентам, покупателям, к нашим работникам, вплоть до бригадира. К сожалению, у нас не всегда так происходит.
А сила – это сила характера, это воля добиваться своей цели, неотступность. Эти качества помогают мне работать и добиваться целей.

Что для Вас дом?

– Для меня понятие дома – это не дом в нашем привычном понимании. У нас есть поговорка "Мой дом – моя крепость". Я с ней в корне не согласен. Дом – это не высокий забор и массивная калитка, куда чужим запрещено входить.
В моем представлении дом – это место в котором я живу, небольшой ухоженный двор. Но на этом он не заканчивается: мой дом продолжается и за пределами моего двора.

Дом для жителя "Немецкой деревни" – это вся "Немецкая деревня". Когда я этого еще не понимал и спрашивал немцев, почему у них такие маленькие придомовые участки, они отвечали: "А зачем он мне, когда весь город является моим участком?". Поэтому-то у них так чисто и ухоженно: они ко всему городу относятся как к своему дому. И я перед собой ставлю задачу создать для жителей "Европеи" все условия, чтобы для них домом была вся территория.

Это был довольно большой риск – создавать проект, который противоречил русским традициям. Почему Вы решились на этот шаг?

– Сама идея "Немецкой деревни" была большим риском, и низкие заборы – не главная его составляющая. Главный риск был в решении строить на пустыре, где не было никакой инфраструктуры. Там только пшеница росла. Мало кто верил, что в этом месте можно создать район.

Также риск был в том, поймут ли люди, что такая качественная, комфортная загородная жизнь более интересна, чем городская. Здесь дышится свободнее, здесь небо другое, воздух чище, солнце ярче. Здесь настроение лучше и энергетика выше. Кстати, здесь самая высокая точка города Краснодара.

В общем, риск был во всем. Это был вызов, и мы его приняли. Вся моя команда работала как единое целое. Наши знания, наши умения, наша воля превратилась в единый поток. Было тяжело: начало строительства "Немецкой деревни" совпало с началом кризиса. Продаж не было вообще, но мы строили. И вот эта воля к победе привела нас к такой красоте.

Что для Вас является главным качеством жизни?

– Точно не размер окон и дизайн-проект здания, хотя это тоже важно. Самое главное качество жизни – это когда человек живет в гармонии с природой. Именно этого мы и добивались в "Европее". Здесь возникает гармония с природой: мы создаем холмы, роем озера, каналы, разбиваем огромные парки.
На этих площадках можно было построить еще 20 многоэтажных домов, заработать, но мы не гонимся за деньгами. Нам было важно, чтобы человек, который купит здесь квартиру или дом, жил бы в радости, в гармонии с природой. Каждые выходные я приезжаю в "Европею" и ко мне часто подходят жители района и благодарят, причем от чистого сердца. И эта благодарность дороже любых денег.

А какой Вы видите "Европею", допустим, через 5 лет?

– Через 5 лет "Европея" мне видится отдельным муниципальным образованием, городом-спутником. А чтобы это случилось, нужно создать такой мир, который будет соответствовать всем требованиям современного европейского города. Это и парки, и детские площадки, и инфраструктура, и широкие дороги. Это и современные коммуникации, и возможность выехать в город намного быстрее, чем мы ездим сейчас. То есть целый комплекс вопросов, которые нужно решать.

Зато, когда мы добьемся статуса муниципального образования "Город Европея", то это будет похоже на города, которые расположены вокруг Франкфурта. Там все понимают, что жить лучше не во Франкфурте, а в городе-спутнике. В больших городах довести до совершенства чистоту и порядок невозможно, несмотря на работоспособность мэра. Он, к сожалению, не может дойти до каждого квартала, до каждой улицы. А вот глава города-спутника может и должен.

Когда Вы говорите о решение проблемы с выездом в город, вы имеете ввиду строительство канатной дороги?

– В том числе, да. Мы планируем проложить канатную дорогу от "Красной площади" до "Европеи". Это и весело, и красиво, и не так дорого, как кажется со стороны. К примеру, проложить трамвайные пути и запустить трамвай выйдет дороже. Мы хотим реализовать этот проект в течение 3 лет.

Кто-то должен быть первым... Возможно, если канатная дорога окажется востребованной, то в дальнейшем город решит продлить ее до Красных партизан, а оттуда до Кубанонабережной и вдоль реки до центра города. Это решение позволит нам фактически уйти от пробок.

Какими идеями Вы руководствовались при создании "Немецкой деревни"?

– Магистральной идеей была идея создания немецкого образа жизни в нашем регионе. Потому что немцы – это особые европейцы: они более трудолюбивые, более аккуратные и более технологичные. И как бы нам ни казалось, что они суховаты, у них действительно стремятся к гармонии с природой. Они не будут строить много и часто, они будут строить красиво.
Этот принцип мы и взяли за основу, когда начали строить "Немецкую деревню" на 100 га земли. Получив такой колоссальный опыт работы комплексного освоения территории, мы приняли решение развивать идею программы "Европея".

Главный принцип европейского строительства заключается в том, что жителю этого района не нужно ездить в какое-то другое место, чтобы заниматься спортом, делать покупки или даже работать. Главный принцип: я здесь живу, работаю, занимаюсь спортом, хожу в рестораны, в магазины, здесь учатся мои дети. Таким образом мы разгружаем город. Нам не нужно, чтобы в городе все работали, а жили здесь. Это не спальный район. Это район, где можно наслаждаться жизнью, здесь есть все.

Все европейские города так или иначе являются культурными или научными столицами. Планируются ли какие-то проекты в "Европее"?

– Уже в ближайшее время мы планируем приступить к строительству IT-центра. Сперва открывается бизнес-парк, это будет первая очередь. Потом IT-центр и технопарк. Это займет три года. А после этого мы приступим к строительству индустриального парка, где будут располагаться кондитерская фабрика, большая швейная фабрика и т.д.

Кроме того, мы бы хотели создать здесь центр обучения с последующим переходом в университет. Мы хотим подготавливать специалистов, которые оставались здесь же работать.
То есть наша задача – не только создать красивый город. Это должен быть инновационный город, чтобы тут работали талантливые люди.

Отмечу, что все IT-парки, технопарки, которые существуют в России на сегодняшний день, они государственные или субсидируются государством. В Краснодарском крае такого развитого парка, к сожалению, пока нет. Мы планируем первыми создать на этом бизнес, приносящий доход.

Когда "Европея" должна быть готова?

– Мы планируем полностью завершить проект в течение 5 лет. Первая линия со всеми главными составляющими – холмы, жилье, коммерческие помещения, улицы, площади – будет готовы через 2,5 – 3 года. А за 5 лет будут закончены IT-парк, технопарки. Мы очень долго к этому готовились.

Планируете переносить опыт "Европеи" на другие регионы?

– Самое плохое число для бизнеса – это единица. Все, что делается один раз, это плохо, так как на один раз ты вкладываешь много усилий, денег, допускаешь много ошибок. Все, что тиражируется, считается лучшим.
Конечно же, я буду тиражировать этот формат в других районах. Например, у нас уже есть большая площадка в Ростовской области на берегу Дона, мы уже проектируем там. Также планируем выход на Московскую область, смотрим участки в Туле, в Перми. Но "Европея", конечно, останется первой и самой любимой.