"Черномортранснефть": Ставрополью грозит топливный кризис

В Кочубеевском районе Ставропольского края собственники участка земли, на котором располагается нефтяная магистраль "Черномортранснефти", фактически шантажируют госпредприятие, что может привести регион к топливному кризису и  росту количества уголовных дел.

На участке нефтепровода "Малгобек – Тихорецк" после публикации информации о планируемых работах незадолго до начала работ чиновники оформили Александру Закорецкому и компании "Главстрой-Недвижимость" "ленточные" участки земли. Однако в  свидетельства о собственности "забыли" внести информацию о наличии в земле магистрального нефтепровода, который лежит в ней с 1969 года и обозначен на поверхности опознавательными знаками.

ОАО "Черномортранснефть" вступила с собственниками в переговоры с целью провести работы по прокладке кабеля, который будет сигнализировать о возможных утечках нефти. Однако новые собственники, в свою очередь, предложили предприятию заключить договор аренды или соглашение о сервитуте (право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества) из расчёта ежегодной компенсации 700 тысяч рублей за 1 га. По словам представителя компании, это превышает рыночную стоимость участка. Кроме того, оформление всех документов может занять около полугода, что опасно для безопасности стратегически важного объекта.

В случае же начала работ на участке собственники угрожают обращениями сразу в несколько инстанций: в управления Россельхознадзора, Росприроднадзора и Росреестра по Ставропольскому краю, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, прокуратуру Кочубеевского района и в суд.

Формально участки, принадлежащие ООО "Главстрой-Недвижимость" и Александру Закорецкому, относятся к землям сельхозназначения, и теоретически вопрос об испорченном урожае и недополученной прибыли был бы вполне уместен. Однако на практике сельскохозяйственные культуры там не выращиваются. 

Бизнесмены заявили, что планируют на этих участках рыть пруды для разведения рыбы. В этом случае, по их словам, они могли бы разработать карьер, продать песчано-гравийную смесь, а потом обводнить его и зарыбить. Тем более, что краевое правительство выделяет существенные средства на разведение рыбы.

Добыча песка и гравия, которые в больших количествах содержатся под плодородным слоем земли в этой местности, относится к весьма доходным видам бизнеса. Однако это требует совершенно других разрешений и самое главное – перевода земли в другую, несельскохозяйственную категорию.

- Видимо, поэтому в переговорах с компанией была выдвинута версия о том, что необходимо рыть пруды и разводить рыбу – это дало бы возможность разработать карьер, выбрав смесь, а потом обводнить его и зарыбить. История многих таких предприятий заканчивается, как правило, на этапе разработки карьера. В лучшем случае – на обводнении. По существу, это один из способов обхода законодательства по добыче песка на сельхозземлях, – отмечают эксперты "Агентства региональных новостей".

Во избежание спорных ситуаций во всех документах на земельные участки, включающие охранную зону нефтепровода, должны быть указаны обязанности собственника участка по обеспечению беспрепятственного ремонта трубы. Ситуация не доходила бы до критической, если бы местные власти и государственные органы на местах строго соблюдали законодательство о земле.

- Информация о запланированном ремонте нефтепровода еще на подготовительном этапе "утекает" через администрации регионов или от местных чиновников, и в период между принятием решения о проведении работ и подготовкой проекта начинаются срочные оформления земель в собственность. При межевании участков кадастровый инженер обязан выехать на место и зафиксировать все особенности участка, включая указательные знаки, свидетельствующие о наличии под землей магистральных нефтепроводов. Естественно, он обязан отметить обременение по данному земельному участку. Этого не делается, поскольку обременение будет явно влиять и на изначальную стоимость участка, и на "бизнес" по шантажу монополии, - утверждает информированный источник в отрасли, хорошо знакомый с проблемой.

"Транснефти", возможно, пора задуматься о том, чтобы начать выкуп земель под нефтепроводами. Однако это означает, что земли будут переведены в другую категорию, земли не будут использоваться, а выкуп в собственность охранной зоны будет, как правило, "разрезать" существующие земельные участки.

- Руководители регионов должны понимать, что речь идет не просто о случаях незаконного обогащения или фактах мошенничества, а о противодействии работе системы магистральных нефтепроводов - важной инфраструктурной отрасли страны, формирующей бюджеты тех же субъектов Федерации. При этом пострадать от коммерчески мотивированной "забывчивости" регистрирующих органов и воспользовавшегося ею гражданина могут природа и ни в чем не повинные люди. Ведь на участке нефтепровода, недоступном для ремонта, высока вероятность аварий, в том числе масштабных, - подчеркнул высокопоставленный источник.