Эрмитаж. Рыцарские доспехи

30 сентября в 19:00 в 35 городах России и Казахстана можно – и следует! – увидеть фильм "Открывая Эрмитаж. История легендарного музея" Марги Кинмот (Великобритания / Россия / США / Нидерланды, 2014).

Конечно, за создание картины надо благодарить 250-летие Государственного Эрмитажа, которое отмечается в этом году. Любой юбилей, а столь красивый особенно, может гораздо проще, чем будний день, открыть кошельки состоятельных институций – им приятно участвовать в красивом и важном событии. В данном случае, проект поддержали Благотворительный Фонд Владимира Потанина и компания Hennessy.

Как говорит директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, к дате ожидаются еще пять картин о первом музее России, "но англичане со своим очень английским фильмом успели первые". Российская премьера случилась еще в июне – на Московском международном фестивале. А в начале декабря, когда начнутся непосредственно празднования, Эрмитаж проведет даже фестиваль фильмов о себе.

В основе работы Марги Кинмот – изданная на русском и английском книга "Эрмитаж. Биография великого музея", написанная Джеральдин Норман, давним другом музея. Она выступила автором идеи и научным консультантом фильма.

Сама Марги Кинмонт не новичок в профессии. Она автор картин о Рубенсе, Мариинском театре, Рудольфе Нурееве, балете "Щелкунчик". Ее документальный "Обнаженный Голливуд" (Naked Hollywood, 1991) удостоен премии BAFTA в номинации "лучший документальный сериал". Новая работа, что очевидно, продолжает лучшие традиции научно-популярных блокбастеров ВВС, прививая к их опыту образность нашей школы документалистики.

Да, это "историятеймент", но высокого уровня. Три основных элемента эстетики повествования, сочетаясь, дают зрителю почувствовать больше, чем осознать. Музыка с "кружащимся" ритмом обеспечивает "дворцовость" (величие и ностальгия), а также "бальность" (приятно и головокружительно). Неподвижность живописи приравнена истории и самой вечности: все уже случилось. Остро неоткрыточный вид сегодняшних пейзажей, снятых рапидом и длиннофокусным объективом, заставляет вглядеться в "последнюю" красоту момента.

А теперь о том, что "к размышлению".
"Мы по-прежнему чувствуем себя частью управляющего органа Российской империи", – говорит в картине Пиотровский. Меж тем, 250-летняя история главного музея страны, которая за эти два с половиной века столько пережила и стала "сама не своя", не просто искусно уложена в полтора часа, но подана в лирическом ключе.

Ювелирно, даже хирургически точный отбор фактов обозначает полную драматизма и даже трагических моментов биографию музея: удалось сказать о многом. Общая картина весьма богата и визуально: с одной стороны, есть на что посмотреть впервые даже постоянным посетителям музея, с другой – шарма добавил опытный оператор Максим Тарасюгин. Прямая речь служителей Эрмитажа далека от экскурсоводческих интонаций, чем грешат многие подобные фильмы, а главное – от унылой бессмысленной перечислительности. Закадровый текст по-русски читает Ксения Раппопорт: ее голос несет в себе петербургскость.

Впрочем, основной адресат фильма, конечно, – человек зарубежный. Он должен убедиться: "судьба Эрмитажа – это русская история в миниатюре" и "Эрмитаж находит отклик в сердцах русских людей". Нам оба утверждения хрестоматийны, нам – другое: на фоне сегодняшнего квазиимперского пейзажа за окном мое ухо первым делом выхватывает из слов, например, искусствоведа Алексея Лепорка сентенцию о том, что Екатерина покупала картины даже в годы войны – понимала, насколько это выгодно для ее образа…

Любой фильм испытывает на себе сильнейшее влияние актуального общественно-политического контекста – "изменяемость" смысла экранного рассказа есть первый признак его живости. Не могу знать, что будет с нашей страной в декабре, но сейчас этот музей в английском фильме предстает если не индульгенцией для России, то одним из мощных якорей, удерживающих нашу человечность, саму нашу нацию от последней клиники. Разумеется, Марги Кинмонт и не предполагала ничего подобного. Но ведь произведение искусства второй раз рождается в мозгу зрителя.

В значительной степени впечатление якоря возникает благодаря введенному в повествование образу ребенка. Мальчик лет семи-восьми не служит нашим проводником по миру Эрмитажа, как это делал Европеец в фильме "Русский ковчег" Александра Сокурова, – ребенку не под силу говорить об истории. Но зато он прекрасно смягчает, одомашнивает имперскость – все эти "горностаи", эполеты, позолоты, живописные слои, мраморы, все это торжество нетленной красоты и убийственно прекрасных линий.

В коротких штанишках и вязаной жилетке, будто из детских книжек послевоенного периода, он прыгает по широким ступенькам и рассматривает рыцарские доспехи. "Я пришел в Эрмитаж, как только научился ходить",- говорит Михаил Борисович Пиотровский, и этот культурный мальчик, придуманный Марги Кинмонт (или подсмотренный ею где-то), вдруг становится ожившим воспоминанием не только директора, но и целого поколения приличных людей.

С Екатериной трудно было соревноваться в обустройстве Эрмитажа, но все же каждый Романов старался чем-то музей обогатить, – звучит в фильме. Ответственное – ибо наследное, династическое – служение Михаила Пиотровского этому музею, а значит – лучшему в самом государстве, абсолютно в стиле деяний исконных хозяев Зимнего дворца.

Как жаль, что подобная ответственность и просвещенность, при всех титанических усилиях музеев нашей страны, не передается капельным путем.

---

"Открывая Эрмитаж. История легендарного музея"

Режиссер/продюсер – Марги (Маргарет) Кинмонс (Margy Kinmonth)
Оператор-постановщик – Максим Тарасюгин
Музыка – Эдмунда Жоллиффе, Сергея Евтушенко
Звукорежиссер – Илья Талочкин

Мальчик – Семен Иванов

Производство – Foxtrot Films
Исполнительный продюсер – Морин Маррей
Ассоциированный продюсер – Сергей Бек

Великобритания / Россия / США / Нидерланды, 2014

Дружба народов и чувство гордости, ощущение обмана и страх подъемников
15 марта, 10:55
Дружба народов и чувство гордости, ощущение обмана и страх подъемников
Что вспоминают участники организации сочинской Олимпиады спустя 10 лет
Нечистая сила, «Мастер и Маргарита», мода и «Оскар»
15 марта, 08:27
Нечистая сила, «Мастер и Маргарита», мода и «Оскар»
В Краснодаре на выходных пройдет серия лекций
Бал психов, демоны, призраки
14 марта, 13:18
Бал психов, демоны, призраки
Что посмотреть в кино в Краснодаре с 14 марта