"Планета обезьян. Революция": как возгоралось пламя

"Планета обезьян. Революция" - продолжение франшизы с более чем полувековой историей – оказалась фильмом мрачным, неглупым и высокотехнологичным.

В 2013 году исполнилось ровно 50 лет с момента, как свет увидел фантастический роман "Планета обезьян" французского писателя Пьера Буля. Речь в нем шла о космических странниках, которые попали на планету, населенную высокоразвитыми обезьянами и деградировавшими людьми, находящимися у приматов в рабстве.

Оригинальным этот текст можно назвать лишь с большой натяжкой, ибо автор черпал вдохновение из образцов как классической ("Путешествия Гулливера" Джонатана Свифта), так и современной литературы ("Война с саламандрами" Карела Чапека). Однако именно этой книге оказалась уготована долгая и многовариантная экранная жизнь.

В 1968 году была создана первая киноадаптация "Планеты обезьян", которая заработала хорошие деньги – только в домашнем прокате прибыль превысила бюджет почти в 8 раз. Последующие затем продолжения выходили практически ежегодно: "Под планетой обезьян" (1970), "Бегство с планеты обезьян" (1971), "Завоевание планеты обезьян" (1972) и "Битва за планету обезьян" (1973). Однако с каждой новой серией саги ее кассовые сборы неумолимо падали, интерес публики таял, а вышедший в 1974-м одноименный сериал был так дешев и беспомощен, что едва продержался в течение одного ТВ-сезона.

Не снискал зрительской любви и мультсериал "Возвращение на планету обезьян" (1975-1976), про существование которого сегодня помнят разве что закоренелые фанаты Буля и неистовые дарвинисты.
Неудивительно, что на долгие годы тема поумневших приматов перестала вызывать интерес кинобоссов.

Однако в начале "нулевых" интерес к перезапуску проекта проявил сам Тим Бертон ("Сонная лощина", "Бэтмен"). Маэстро заполучил под проект круглую сумму с восемью нулями, набрал роскошный актерский состав (особенно блистал Тим Рот в роли агрессивного шимпанзе-военачальника Тейда) и, к недоумению многотысячной армии поклонников, в итоге снял самую неубедительную ленту в своей фильмографии.
В прокате бертоновская "Планета обезьян" собрала свыше 362 млн долларов. Однако отзывы критики были более чем прохладными, да и три "Золотые малины" не добавили оптимизма, потому о продолжении саги речи не зашло.

Спустя 10 лет, в 2011 году, на экраны вышло "Восстание планеты обезьян" – приквел оригинального фильма 68-го года. Рассказанная история была хороша уже тем, что брала зрителя за живое и оставляла хорошее послевкусие. Удачным оказался и кастинг, и выбор в качестве режиссера Руперта Уайатта, и оригинальный сценарий Рика Джаффа и Аманды Сильвер, раскрывающий обезьянопланетную тему с неожиданной стороны.

В результате, к нескрываемому удивлению самих создателей, лента стала кассовым хитом, заработав в мировом прокате около полумиллиарда долларов. Сиквел приквела стал неизбежен…

В работе над продолжением, которое в российской локализованной версии получило название "Планета обезьян: Революция", вернулись не все участники первого фильма. Сначала устранился Франко, который только в 2014-м году приписан к 10 кинопроектам одновременно. Потом "соскочил" режиссер Уайатт, объяснивший тем, что за обозначенные студией сроки "считает невозможным снять качественное в кино в том виде, в каком ему хотелось". И даже готовый сценарий подвергся корректировке Марка Бомбэка, известного по "Неуправляемому" и "Крепкому орешку 4.0".

Как оказалось, тактические перестановки были не лишены смысла. Режиссером-"сменщиком" стал Мэтт Ривз, постановщик изобретательного мокьюментари "Монстро" и ремейка шведского хоррора "Впусти меня" (по мнению Стивена Кинга, лучшего фильма 2010-го года).

Места Джеймса Франко и Тома Фелтона заняли Джейсон Кларк ("Великий Гэтсби", "Самый пьяный округ в мире") и Гари Олдман ("Леон", "Пятый элемент"). С исполнителем главной обезьяньей роли Цезаря Энди Серкисом проблем не возникло – ему, судя по всему, вообще доставляет исключительное удовольствие играть анимированных персонажей. На счету Энди – и Голлум из "Властелина колец", и Кинг-Конг, и капитан Хэддок из спилберговского "Тинтина". На съемках всех этих фильмов была использована технология захвата движения (motion capture), когда актера с ног до головы обвешивают десятками датчиков, полностью передавая его движения и мимику виртуальному герою.

"Планета обезьян. Революция" – это вообще торжество современных технологий. Обезьяны сделаны невероятно реалистично: мех, по которому скатываются капли дождя, полные ярких эмоций взгляды, походка и мимика – иногда даже не верится, что все приматы полностью отрисованы на компьютере. Как и прочая фауна – от оленей до лошадей.

Не менее выразительна работа художников, создавших два постапокалиптических лагеря: общину людей, выживающую в развалинах Сан-Франциско, и обезьянью колонию, создавшую свое неурбанистическое поселение в национальном парке по соседству.

Сценарий также сделан крепко: с необходимым драматическим накалом, раскрытием характеров персонажей и гармоничным балансом мирных и боевых сцен. Мрачность местами зашкаливает, хотя сравнительно щадящий зрительский рейтинг (12 +) и не позволяет создателям показать противостояние во всей кровавой жути.
"Революция" выходит за рамки традиционного летнего блокбастера – зрелищного, однако обычно пустоватого. Она предельно точно рисует конфликт даже не между людьми и обезьянами, но между двумя противостоящими лагерями, в каждом из которых есть свои герои и злодеи – те, кто хочет жить в мире и кто жаждет кровопролития. Без мысленной проекции на современные реалии не обойтись…

Создатели уже анонсировали триквел, который планируется в 2016 году. В режиссерском кресле вновь окажется Мэтт Ривз, а роль Цезаря, скорее всего, по-прежнему отойдет Энди Серкису. С учетом его полной самоотдачи и погружения в образ у актера есть все шансы стать номинантом на "Оскар" за роль трехмерного шимпанзе.