Фестиваль в Резекне: Кино как сгущенка нового века

В латвийском Резекне прошел первый международный фестиваль короткометражных фильмов стран балтийского региона OpenPlace. Обязанности почетного президента принял на себя Иван Калныньш. Организатором стал Сергей Новожилов. 

Поскольку 782-летний город с 1772 года был частью Российской империи и тесно связан с ее столицей, на латвийско-московское событие пригласили петербургских журналистов. Путешествие оказалось необыкновенно многоуровневым. Пойдем от общего к частному. 

Резекне – столица Латгалии: самого большого в Латвии специфического края на востоке страны (из России дорога через Псков). Здесь сохранились латгальский язык, оберегаемый государством, и развивается характерная культура. Местные власти хотят добиться включения культурного пространства Латгалии в список Национального нематериального наследия ЮНЕСКО. Состоялся уже даже первый фестиваль Латгальского наследия кулинарного. 

Город расположен на перекрестке путей из Европы в Россию и обратно. География перемешала тут национальности и конфессии: вместе и рядом живут латыши, русские, поляки, белорусы, украинцы и другие; католики, православные, старообрядцы, лютеране. 

История в XX веке принесла немало трагедий. Среди них холокост: из восьми тысяч евреев было уничтожено пять; последующая эмиграция привела к тому, что сейчас нет даже общины; из одиннадцати синагог чудом сохранилась одна – так называемая Зеленая, деревянное здание 1845 года, памятник культуры Латвии, пока фактически руина, его предполагается восстановить как музей. И еще – в июне 1944-го почти полное разрушение Резекне советской авиацией как крупного железнодорожного узла (один из пяти городов Европы, наиболее пострадавших от бомбежек). 

Распад Советского Союза привел к большим проблемам в экономике и промышленности. В частности, погиб молочно-консервный комбинат, выпускавший знаменитую на весь СССР сгущенку. Ее вспомнил каждый, с кем мы разговаривали, начиная с председателя Резекненской городской думы Александра Барташевича, в июне переизбранного на второй срок. Он подробно говорил о достигнутом и планах развития Резекне (деревообработка, машиностроение, железная дорога, специальная экономическая зона, олимпийский центр, СПА и культурный туризм), при перечислении проектов то и дело упоминая средства Евросоюза. Они, кстати, выделяются по-умному: конкурсы, на паритетных началах, с бешеной отчетностью и так далее. 

Аналогичная помощь оказывается области; председатель Резекненской краевой думы Монвид Шварц принял нас в ультра-современном Центре водного туризма Bāka ("Маяк"). Перестроенный в скандинавском стиле бывший рыбокомбинат теперь чертовски элегантный, с модной ржавости фасадами, дом для всех, кто хотел бы наблюдать за птицами, ловить рыбу летом и зимой, поиграть в теннис и волейбол, провести конференцию или семинар, да и просто полюбоваться озером Лубан (школьников классами принимают тут бесплатно). Заслуживает отдельного, причем аналитического, текста. Как и, например, гостевой дом "Усадьба рыбака" в десяти минутах езды. Или кемпинг "Селена 2003", где мы жили: баня у пруда, парное молоко, по банке варенья от хозяйки Лены домой каждому…

Понятно, что оба руководителя, а также все остальные, с кем довелось беседовать, от замечательных экскурсоводов до гончара-художника Станислава Вилюмса (латгальская керамика известна в мире), представляли журналистам свой край в лучшем свете. Но проблем, из которых главная – очень сильная эмиграция, особенно образованной молодежи, в Ригу и в Европу (там буквально открыты все двери латышам, и понятно, почему: ментально они ближе, чем выходцы из жарких стран), не скрывали. Видна и любовь к родным полям-озерам с аистами и цаплями, и реализм (прагматичный подход, по определению Барташевича), и общее стремление соответствовать новым временам. 

А они требуют развития образования, культуры и туризма: гуманитарная сфера обеспечивает занятость, повышает качество жизни, да и патриотизм, извините, пробуждает лучше, чем что-то иное (в местной ситуации – гораздо лучше, чем даже память о недавнем прошлом). Похоже, что государственный интерес при европейской помощи сделали более удобным этот путь модернизации города и края, чем подъем традиционной промышленности, поскольку бизнес еще все-таки молод и не очень силен. 

Возможно, я как неспециалист ошибаюсь. Но "нет такой просьбы от министерства образования Латвии, которую мы бы не удовлетворили", говорит Барташавич. Но в городе немало скамеек с кружочком Wi-Fi: бесплатно. Но в двух шагах от Замковой горы с ее руиной XIII века – остатками замка Ливонского ордена Розиттен год назад открыт суперсовременный центр творческих услуг Zeimuļs ("Карандаш"): комплекс из четырех зданий, причем два – наклонные башни, одновременно вписанный в окружающий ландшафт и контрастирующий с патриархальной средой. Здесь по шестидесяти программам бесплатно занимаются дети города и края от трех до двадцати пяти лет – можно сказать, почти все. Тоже годится быть прославлен подробным рассказом – от архитектурного решения, вызвавшего споры из-за серых бетонных стен, оставленных во многих помещениях "как есть", до клуба для молодых мамочек. 

Еще больше впечатляет открытый в конце мая шестиэтажный концертный зал Резекне – Латгальское посольство Gors, то есть – "Латгальский дух". Если "Карандаш" соразмерен городу, то концертный зал, безусловно, "больше" его и рассчитан на завтра, которое начинается сегодня. Самый крупный подобный многофункциональный (вплоть до ЗАГСа) комплекс в Восточной Латвии построен по проекту местных архитекторов по заказу местного самоуправления за 18 с лишним миллионов евро при помощи государства и ЕС. Цель его создания – "укрепить сценическое искусство и самосознание латгальцев". Он образовал в городе единое пространство с прежним домом культуры, где работают театральные труппы, и открытой сценической площадкой, заставил благоустроить все вокруг (облагородить парк, создать прогулочную эспланаду) и поднял цены на окрестное жилье.

Здесь большой зал на тысячу мест с прекрасной акустикой, пригодный для любого музыкального и танцевального представления от оперы до фольклора (драматическому спектаклю нужен чуть более изощренный свет), и вот-вот он станет резиденцией своего симфонического оркестра. Пространство зала за несколько минут механическим образом трансформируется и для варьете со столиками, и для фанатского стоячего партера. Аналогичен малый акустический зал на 220 мест, в нем также есть киноустановка – наконец-то Резекне получило современный кинотеатр. 

Надо было иметь мужество и дар предвидения, чтобы решиться на такое чудо в городе, где 31 тысяча жителей. (Сейчас в Латвии строится еще два подобных сооружения, причем Лиепайский "Большой янтарь" уже станет крупнейшим в стране.) Да, есть среди резекненцев ворчуны, считающие затею преждевременной: жизнь трудна. Но билеты разлетаются, большинству уже понравилось иметь у себя мирового уровня заведение. Теперь, как говорит назначенная по конкурсу директор зала Диана Зирниня, важно – внимание! – соблюсти баланс: не поддаться вкусам невзыскательной публики ради коммерчески выгодных, но малохудожественных проектов. 

Прекрасная Диана, дипломированный экономист-юрист, танцует в народном ансамбле, который участвует, как и другие, в представлении "Королевна. Латгальская сказка". Исполнено на открытии зала, повторено на открытии кинофестиваля. Мюзикл поставлен с настоящим размахом и профессионализмом; удивляться не приходится – известно же, как любят и умеют петь и танцевать в странах Прибалтики.  

Вот мы и добрались до кинофестиваля. Кино нужно Резекне и окрестностям: еще одна возможность, особенно для молодежи, провести свободное время, еще один способ развлечься и получить художественное впечатление, еще один шанс не чувствовать себя провинциалами, а значит – шар в корзину против отъезда. Устроенный правильно кинофестиваль, с визитом в город знаменитостей, служит тем же целям, только в сгущенном виде: дает впечатлений на год, приучает себя предвкушать и съезжаться к началу. 

Известные люди, а также пресса разносят молву даже о самом маленьком городке далеко-далеко. Подумайте, кто бы знал о пальмах в Канне, если бы не его киносмотр? То-то и оно. Теперь предполагается, что OpenPlace и Gors станут новым брендом Резекне. (Вообще, в Латвии это поветрие. В конце июня был Цесисский фестиваль искусств с кинопрограммой, в конце июля в городке Роя прошел кинофестиваль Rojal… правда, в самой Риге закрылся легендарный "Арсенал" и вот нынче приостановлена "Балтийская жемчужина", которая должна была пройти в двадцатый раз. Кстати, Рига в 2014-м – Культурная столица Европы, и здесь вручат Европейского "Оскара".)

Подумайте также о рабочих местах. О сопутствующей инфраструктуре – и теперь концертный зал с кинофестивалем берут на себя градообразующую роль: надо строить современные отели, ведь пока в Резекне всего сто гостиничных мест. Обычные путешественники счастливы в гостевых домах и кемпингах на копченых карпах и сыре с тмином, однако экологический туризм и поездка на фестиваль, где надо дефилировать в вечернем платье, – совсем разные вещи. 

Идея OpenPlace принадлежит уроженцу Резекне, но жителю Петербурга Сергею Лихоткину. Организатором выступил международный оргкомитет при содействии Резекненской городской думы, зала Gors и агентства самоуправления "Резекненский центр культуры и туризма". Непосредственным устроителем стала московская компания "Кинофорум" и лично, повторю, Сергей Новожилов – секретарь Союза кинематографистов России, очень известный киноменеджер. 

Когда-то он создавал, вместе с Ириной Шевчук, фестиваль стран СНГ и Балтии "Киношок" в Анапе, затем "родил" благовещенскую "Амурскую осень". Так и подружился с Иваром Калныньшем и многими другими звездами советского кино. И что бы вы ни читали о моментах напряженности между Россией и Латвией, свидетельствую: тысяча человек в зале Gors встали, приветствуя настоящей овацией актрису Инну Макарову. Аплодировали постоянной новожиловской команде – актрисам и актерам Наталье Варлей, Ларисе Лужиной, Валентине Теличкиной, Юрию Чернову, Нине Шацкой так же сердечно, как и латышским музыкантам и вокалистам на празднике 65-летия Калныньша, который – вдруг самоироничный, в канотье и с красным клоунским носом – был действительно неотразим.

Девиз фестиваля – "Жизнь как кино". 33 конкурсных картины из 11 стран Балтийского региона. Международное жюри во главе с Арнисом Лицитисом, призы, пресс-конференции… Вне конкурса – памятный "Театр" Яниса Стрейча, очень известного в советские годы режиссера, автора единственного в мире фильма на латгальском языке "Дитя человеческое" (и маэстро почтил открытие фестиваля). Вне конкурса – две ленфильмовские картины: "Неоконченная повесть" Фридриха Эрмлера и "Поручик Киже" Александра Файнциммера по мотивам рассказа Юрия Тынянова. 

Эрмлер и Тынянов – два самых знаменитых уроженца Резекне. Еще немного трудно по-настоящему гордиться этими выдающимися земляками, поскольку они представители нелюбимого советского периода истории, но напряжение  слабеет. Точно так же не все в Резекне охотно говорят о Холокосте, но зато другие ведут личный блог на эту тему и показывают всем интересующимся сохранившееся впечатляющее еврейское кладбище на краю "расстрельного" оврага…

Все так или почти так, как должно быть. Но профессионалы знают: нужны громадные усилия и долгий путь, чтобы кинофестиваль стал принадлежностью города. Такой же, как его река, храмы, праздники, черные или цветные керамические горшки…

Как попасть в Японский сад в Краснодаре без очереди
17 апреля, 12:37
Как попасть в Японский сад в Краснодаре без очереди
Самый простой и недорогой способ
Космические пираты, город тайн, сеанс психоанализа
Вчера, 15:35
Космические пираты, город тайн, сеанс психоанализа
Что посмотреть в кино в Краснодаре с 18 апреля
Найм без опыта, сезонность и гибкий график
Вчера, 16:06
Найм без опыта, сезонность и гибкий график
Как изменился рынок труда в Краснодарском крае в 2024 году