Татуировка: письмена на теле

Есть мнение, что человек, у которого есть татуировка, отличается от остальных тем, что никогда не спросит: "А почему у тебя нет татуировки?" Возможно, когда-то это действительно было так даже в нашей стране, хотя в России очень велика сила устоявшихся стереотипов, которые еще нескоро перестанут напрямую или косвенно управлять реакцией на людей, чья внешность или манеры поведения выделяют их из массы. К сожалению, и в наши дни во многих случаях татуировка вызывает неосознанную ассоциацию с местами тюремного заключения, а носитель татуировки изначально воспринимается как некий потенциально опасный социальный элемент. При этом мало людей различает преступную и художественную татуировки, скарификацию (шрамирование) и выжигание на теле (клеймение).

Сам обычай нанесения рисунков на тело насчитывает не одну тысячу лет. Существует множество фактов обнаружения во многих странах мира останков погребенных людей с сохранившимися на них узорами или надписями. Татуировки сохранились на мумифицированных телах египтян, а в сибирских льдах были найдены останки человека с четкими рисунками на коже. В литературных источниках разных эпох, так или иначе, упоминаются татуировки; многие произведения искусства, например картины, своими сюжетами явно подтверждают довольно продолжительный интерес общества к этому явлению. Большинством считается, что татуировка была привезена на европейский континент моряками в Эпоху великих географических открытий с тихоокеанских островов. Однако еще в 1897 году датский археолог Софус Мюллер на основании своих исследований объявил, что на территории Северной Европы в бронзовом веке татуировка уже существовала.

Предположительно, назначением татуировки того времени было закрепление принадлежности к определенному племени, обозначение внутриплеменного статуса или прохождения обрядов инициации или для отражения боевых достижений. Причем климатические условия, позволявшие в той или иной степени обнажить татуированные участки тела, ничуть не влияли на количество и размер татуировок: обычай украшать себя несмываемыми рисунками присутствовал как у полинезийцев, так и у эскимосов. С первых этапов своей истории татуировка несла в себе глубинный смысл, несмотря на несложность мотивов (точки, черточки, звездочки, круги, кресты и изображения солнечного диска в различных комбинациях). Но данная простота и незатейливость в исполнении объяснялась примитивностью приспособлений и самой техники. Рисунок наносился путем втирания глины в заранее процарапанные на коже контуры, либо протягиванием под кожей нити, смоченной красителем.

Вместе с цивилизацией развивалась и татуировка, выполняя порой радикально различные функции. В некоторых обществах она являлась подтверждением высокого происхождения, в других же была законно обоснованным обозначением принадлежности к слоям рабов или преступников. Рисунки на теле часто помогали опознать погибших воинов на поле битвы, о чем упоминается даже в древних источниках. Первые христиане помечали свои тела символами креста (существует даже спор о том, был ли татуирован святой Павел), с целью отображения своего вероисповедания (хотя даже позже рыцари времен Крестовых походов носили подобные татуировки, чтобы им было обеспечено христианское погребение), а затем и в качестве защиты от обращения в другую веру (например, в областях, соседствующих с мусульманским миром). В Европе практиковался обычай татуировки с целью увековечить факт паломничества к святым местам.
Однако в странах, где христиане составляли большинство, и где наблюдалась постепенная интеграция мотивов татуировок христиан и язычников, церковью была осуждена практика татуировки, как угрожающей спасению души процедуры. Из-за этого интерес европейского общества к татуировкам постепенно слабел, а сами европейцы приписывали татуировке только функцию идентификации.
 
Ажиотаж вокруг татуировки поднялся, когда на европейский континент стали привозить туземцев, чьи татуированные тела стали демонстрировать за плату. Позже и сами европейцы, чьи тела были покрыты татуировками, стали участвовать в показах и цирковых представлениях. Вслед за мужчинами публично представлять свои татуировки стали и женщины (примечательно, что первой отважившейся была американка). В большинстве случаев такие люди воспринимались неприязненно. Наиболее яркой акцией дискредитации татуировки были труды итальянского ученого Чезаре Ломброзо, по мнению которого татуировка является не чем иным, как своеобразным признаком прирожденного преступника или же просто дикого человека, поведение которого характеризуется, прежде всего, принципом протеста общепринятым этическим и моральным нормам.

Значение татуировки как формы устойчивого украшения на человеческом теле будет оценено только после близких контактов жителей Старого Света с культурой Востока, в частности, после визита в конце девятнадцатого века принца Уэльского (позже король Эдуард VII) в Японию, где к тому времени татуирование давно приобрело статус искусства. Освещенный в прессе факт наличия рисунка дракона на теле принца открыл моду на татуирование в высших кругах. Визит будущего короля в Японию пришелся на кульминационный период европейского восхищения японской культурой, и, чтобы ответить на требования моды, наиболее известные татуировщики Англии стали по примеру своих японских коллег открывать салоны татуировки. Появление салонов и, прежде всего, машинки для татуировки, способствовало тому, что художественная татуировка перестала быть прерогативой посвященных и привилегированных общественных групп, а обладание рисунков на теле более не отождествлялось с позорящим нанесением клейма.

Первая мировая война оказала безусловное влияние на распространение татуировки. Среди причин для процедуры нанесения рисунка на тело основной оставалось опасение, что повреждение тела сделает невозможным идентификацию останков, а стало быть, и выполнение обряда погребения. В послевоенные же годы татуировка стала столь массовым явлением, что английское правительство ввело запрет на татуирование девушек моложе 21 года. В этот период зародился обычай нанесения румянца на щеки, а также татуирование бровей и губ, позже, ближе к концу XX века, этот обычай перерос в оформившееся течение косметической татуировки (перманентный макияж).

Отношение к татуировке резко изменилось с приходом к власти в Германии Гитлера, и впоследствии в гитлеровских концлагерях. По прибытии в лагерь узнику на предплечье выкалывали букву, означавшую конвой, и личный лагерный номер, а узникам еврейского происхождения дополнительно наносили знак треугольника.

В годы после Второй Мировой войны ранг татуировки как явления культуры существенно вырос. Сегодня, несмотря на продолжающиеся споры и противоречия, татуировка является неотделимой частью массовой культуры мирового сообщества.

История татуировки в нашей стране не менее интересна. Татуирование было широко распространено еще у древних славян. Рисунки так же выполняли функции определения статуса человека, служили оберегами и выступали средством связи с окружающим миром, от которого не отделяли себя люди на начальном этапе развития любой цивилизации. Сегодня в России практически нет литературы с подробной и достоверной информацией об искусстве татуирования  из-за негативного отношения православного христианства к татуировке и из-за сложившегося в российском обществе мнения о неотделимости татуировки от преступного мира. Именно художественная, а не преступная, татуировка, пришла к нам из западного мира, поэтому бессмысленно проводить какие-либо аналогии конкретных татуировок с их тюремным значением. Всегда можно найти регион, где язык татуировки будет отличаться даже от принятого повсеместно. Но в нашей стране культуре татуировки и культуре восприятия татуировки предстоит еще долго развиваться до уровня, на котором наличие у человека татуировки не являлось бы предосудительным и было бы исключительно личным делом ее носителя. Впрочем, в Москве и Санкт-Петербурге уже наблюдается зарождение нового, толерантного отношения к татуировке. Помимо отношения к подобному украшению тела, предстоит еще долго развиваться самому искусству и технике  выполнения.

Но Краснодарский край и его центр находятся в относительной отдаленности от наших столиц. Здесь существует пара салонов и мастера, которые "кустарничают", то есть работают на дому.
- На дому работают даже те, кто работает в салонах. Только тем, кто непосредственно держит свой тату-салон, нет необходимости заниматься надомной работой, – говорит тату-мастер, известный в нешироких кругах как Гном. – При этом по-настоящему искусная Работа получается именно в домашних условиях, когда мастер не чувствует себя за конвейером или у станка, а за дверью не выстроилась очередь, которую еще надо бы успеть принять. Мастер может позволить себе делать перерывы, обдумывать рисунок, представлять перспективу и никуда не торопиться.

Сам Гном довольно долго работал в ростовских салонах и постепенно пришел для себя к домашнему татуированию. Пожалуй, если не выполнение дома, то хотя бы домашняя обстановка предпочтительнее для мастера. В салонах зачастую все происходит стремительно и сумбурно. Исчезает таинство ритуала нанесения татуировки, после которого человек начинает ощущать себя отличным от других. Исчезает тихое величие того мистического состояния, схожего с ощущениями первобытного человека, которому шаман племени наносит татуировку при свете костра. Можно воспринимать теорию влияния татуировки на судьбу как суеверие, пережиток давнего прошлого, но как тогда объяснить такие факты, как, например, попадание в аварию с последующей ампутацией ног после того, как человек нанес на свое тело рисунок безногого человека; внезапно появляющееся у большинства катастрофическое невезение после сведения рисунка с кожи или усилившуюся защищенность человека, которая едва ли может быть объяснена постоянным удачным стечением обстоятельств?

- Татуировщик, по крайней мере, в нашей стране, это не профессия. Ведь нет профессии – космонавт? Есть профессия – родину защищать. Что у нас происходит? Человек приходит в салон, а ему говорят: "Давай деньги – и мы тебе что захочешь изобразим". И при этом мало мастеров, которые нашли свой жанр и самосовершенствуются в технике исполнения и в художественных прототипах, чтобы, глядя на их работу, можно было бы с полной уверенностью сказать: "Это мог сделать только один человек. Его имя…" Нужно, чтобы еще до попадания в кабинет к татуировщику человек имел четкое представление о том, чего ему ждать от этого мастера, в какой манере будет выполнен рисунок у этого мастера и что он привнесет от себя. Ведь все эти каталоги с шаблонами, которые порой показывают будущему, а может, и нет, носителю татуировки, ничего не дают. Необходимо показывать уже готовые работы, чтобы дать понять человеку, что даже если он хочет изобразить бабочку, то она будет в большей или меньшей степени изображена конкретно в том стиле, в котором ты работаешь, и даже более того, – в твоем собственном понимании этого стиля. Если же человек не согласен с твоим исполнением данного стиля, то он всегда волен пойти к другому мастеру.

Направлений в искусстве татуирования действительно много. Но трудно отрицать их взаимовлияние, из-за которого сегодня уже практически невозможно выделить "чистые" стили. Массовый бум татуировок европейского периода до второй половины ХХ века оставил после себя наследие в виде традиционного стиля (custom), смысл которого состоял лишь в наличии на теле человека рисунка, а вовсе не его уникальности, в этом стиле изображались умышленно примитивные сюжеты, похожие на те, что носили на себе моряки.
Самое загадочное и восхищающее направление, которое, по мнению большинства, постепенно умирает, это традиционная японская татуировка, при нанесении которой до сих пор используются те же инструменты, что и столетия назад. Электрическая машинка постепенно вытесняет такую технологию, позволяя нанести рисунок быстрее и менее болезненно. Стареют последние мастера японской татуировки, но их искусство всегда будет окутано тайнами и легендами, например, об умении редких мастеров наносить проявляющийся под определенным воздействием рисунок. Отличительной чертой японского традиционного стиля является удивительный эффект рисунка, создаваемый путем перехода в полутона, чего трудно добиться при помощи электрической машинки.
Игрой полутонов и светотеней также выделяется стиль black’n’gray, качественное выполнение которого позволяет добиться порой даже трехмерного эффекта.
Абстрактное мышление мастера может вылиться в стиле трайбл (tribal), в котором, в принципе, может быть выполнен любой мотив или сюжет, орнаментально подчеркиваемый для усиления эффекта. При этом можно попасть в ловушку трайбла, который не терпит монотонности и повторяемости, он должен быть разнообразен, чтобы не получиться скучным и похожим на другие.
Биомеханика, как понятно из названия, позволяет соединить в изображении механическое и биологическое начала, делая их неразделимыми и дополняющими друг друга. Все больше забывается изначальный смысл ритуальной татуировки, к которому можно отнести обереги и кельтскую татуировку. В этом стиле используются, в основном, этнические мотивы, причем одновременно в рисунке могут соседствовать культуры разных народов.
Мотивы байк-тату и татуировок на память (изображающих портреты либо фразы) порой схожи с custom, но такие мотивы могут выступать и в качестве оберегов.
Эротическая татуировка наносится для подчеркивания красоты тела и привлечения внимания к месту расположения рисунка. Существует версия, что татуированные люди если и не являются с самого начала, то после обретения рисунка на теле точно начинают страдать легкой формой эксгибиционизма.
Интересным направлением можно назвать сочетание татуирования и скарификации. В таком разнообразии сюжетов и техники исполнения рисунка, с которым человек чаще всего не расстанется, стоит подходить серьезно к выбору, который впоследствии может обратиться печально.

Чем более осознанно решение иметь татуировку, тем более человек застрахован от непредвиденных негативных факторов, начиная от разочарования уже после нанесения рисунка и заканчивая промахом в выборе мастера. Хотя будет справедливым сказать, что даже у профессионального татуировщика с не одним десятилетием успешной работы может в конечном итоге получиться плохая работа. От этого не застрахован ни один мастер, тем более тот, который вкладывает в работу свою душу. Кстати, никакая татуировка не может быть сделана бесплатно именно по той причине, что в процессе работы рождается определенная связь между татуирующим и татуируемым. Так повелось еще со времен племенного сосуществования, когда у татуируемого присутствовал страх, что татуирующий его шаман сможет впоследствии управлять им. Именно поэтому зародилась традиция откупаться сперва от шамана, а после и просто от татуировщика.

- Когда человек приходит ко мне и говорит, что хочет изобразить то-то и то-то, я сразу называю ему цену. Если он говорит, что в салоне ему сделают дешевле, я не держу его. Но если потом он снова придет и попросит исправить уже существующий рисунок, скорее всего, я назову цену в два раза выше изначальной, потому что мне придется вкладываться в работу вдвойне.

На сегодняшний день средняя стоимость выполнения татуировки в Краснодаре составляет 3,5 доллара за квадратный сантиметр. Это именно средняя цена, так как отдельно взятый мастер руководствуется собственными понятиями в определении цены на свои услуги, будь то осознаваемый им уровень профессионализма (что, как понятно, фактор необъективный) или просто количество краски, которое требуется для рисунка, а также одноцветной или цветной будет готовая татуировка. Довольно немногие мастера могут похвастаться своими работами, выполненными в маленьком размере. Но такие татуировки обычно заказывают женщины, а они являются нечастыми клиентами татуировщиков.
Сейчас типичная женская татуировка в Краснодаре – это иероглиф (чаще всего имеющий значение "счастье"), а вот мужчины хотят обладать вытатуированными изображениями устрашающего вида (агрессивные животные, "злая" биомеханика, несуществующие чудовища и монстры).
"Большинство думает, что если у него есть татуировка со страшной зверюгой, то это явный признак того, что человек крут", - говорит Гном. Поэтому существует группа людей, которым в принципе все равно, что будет из себя представлять их татуировка. Здесь вспоминается, что многие наркоманы прячут места уколов под татуировками. Феномен татуировки сопряжен и с другими печальными фактами. Для многих людей приобретение татуировки совпало с приобретением гепатита и вируса иммунодефицита человека. И не всегда это зависело от домашних условий татуирования.

- Сегодня в Краснодаре работает порядка десятка хороших мастеров. Например, на улице Мира есть салон "Indian Chief", его "держат" байкеры. В районе Гидрострой обитает мастер по имени Антон. Былая слава салона "Золотой дракон" ушла с переездом Дитриха в Москву, а "выше" Дитриха в этом городе не татуировал никто. Теперь "Золотого дракона" нет. Конечно, есть и другие татуировщики, но их имена лучше не знать никому, дабы уберечь себя, - смеется Гном. – Либо рисунок придется исправлять, но это малая беда, либо все закончится гораздо хуже, как говорится, "Мы гарантируем, что татуировка продержится еще долго после Вашей смерти". Так было, например, с Колей, больше известным как Скунс. Поначалу люди, которые выживали под его машинкой, могли потом стоически перенести нанесение любой татуировки. Позже получилось так, что многие заразились, а сам Скунс вскоре отдал Богу душу. Еще есть интересный мастер Сережа, он же "Дырявый", но лично я с ним незнаком.

Татуирование – не филантропия. Если довериться мастеру и предоставить свободу его фантазии, то в итоге, скорее всего, получится завораживающий и восхищающий своей красотой и качеством выполнения рисунок. Настоящий татуировщик – тот же художник, который так же выражает себя в своих работах, как и другие люди искусства. Грустно, что в у нас татуировщикам нередко приходится подрабатывать оформительскими работами. Однако, это тоже является творчеством, и потому мастера не унывают.

- Любой татуировщик может сделать свой выбор – хочется ли ему штамповать работы, не успевая запомнить лица проходящих через его руки и под его машинкой людей или увековечивать себя, свое Я, свое миропонимание, мироощущение, а возможно, и свой манифест предостережения перед грядущими событиями, как это делаю я в последних работах, работая на стыке биотехники и аниме и показывая, что может ждать нас в будущем в этом мире ядерного оружия, массового самоуничтожения и помешательства на гонке вооружений с целью овладения лидерством и возможностью диктовать всему живому именно свои условия.
В таком случае, можно сказать, что и у человека есть выбор – поддаться ли веянию моды, чтобы затем сожалеть о содеянном, что порой доводит до сведения татуировки, процедуры очень болезненной и оставляющей на месте рисунка несимпатичные шрамы и рубцы, или, однажды взвесив все "за" и "против", поступить с должной долей ответственности перед своим мировоззрением, своей совестью и своим будущим.

Фотоматериалы были любезно предоставлены Гномом из коллекции своих работ.